Вопрос о достижении объективно-истинного знания в социально-гуманитарных науках решается неоднозначно.
М. Вебер основную трудность в решении этого вопроса видел в том, что эта сфера знания тесно связана с субъективными, ценностными предпосылками.
Это: партийная ограниченность, психологические барьеры, невозможность полного устранения у исследователей их оценочной позиции, их тенденциозность и т.п.
Вебер отмечал: что ученый-гуманитарий, имеющий свою политическую и нравственную позицию, а также свой эстетический вкус, не может не относиться положительно или отрицательно к изучаемому им явлению, но его отношение не должно сказываться на результатах исследования.
Большой вклад в разработку концепции истины и применения ее к социально-гуманитарным наукам внес К. Поппер.
В социально-гуманитарных науках, как и в естественных, должна применяться общая (формальная) логика.
Для первых характерна ситуационная логика – «ситуационный анализ.
Под ситуационным анализом Поппер понимает «определенный вид пробных или предположительных объяснений некоторого человеческого действия, апеллирующих к той ситуации, в которой находится человек, производящий действие».
|
|
Таким образом, ситуационный анализ – это метод неэмпирического, а теоретического исследования.
Задача: различение ситуации, какой ее видел познающий субъект, и ситуации, какой она была на самом деле.
Другая задача ситуационного анализа – не только объяснить теорию, предложенную ученым в качестве адекватной, но и объяснить его неудачу при построении такой теории.
Проблема истины и специфика ее достижения в СГН являются предметом исследования Г. Гадамера.
Истина – не только характеристика познания, а характеристика самого бытия.
Согласно Гадамеру, важнейшим средством, способом постижения истины в гуманитарном познании является искусство.
Искусство есть способ раскрытия истины. Через произведения искусства люди учатся понимать в них себя.
Задача эстетики – обосновать искусство как особый тип познания, отличающийся от всякого понятийно-рационального познания.
Говоря о специфике постижения истины в СГН, отмечают тесную связь социального познания с многообразной системой ценностей и смыслов. Поэтому истина в социогуманитарном познании обусловлена как ценностно-смысловыми факторами, так и всей спецификой социально-гуманитарного познания.
Время, пространство, хронотоп
В социальном и гуманитарном знании.
1. Философской понятие пространства и времени.
2. Пространство в гуманитарном познании.
3. Социальное и культурно-историческое время.
|
|
4. Понятие «хронотоп» в социально-гуманитарном познании.
Философской понятие пространства и времени.
Человек живет в пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы, т.е. человек сосуществует с пространством.
Таким образом, пространство – это особым образом организованная совокупность объектов и процессов.
Понимание пространства и времени можно свести к двум фундаментальным подходам:
1- субстанциальному,
2- реляционному.
Субстанциальная концепция (начиная с Ньютона и Галилея) пространство и время рассматриваются как особого рода сущности, некоторые субстанции, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Они – как вместилище тех материальных вещей, процессов и событий, которые происходят в мире.
Время – как абсолютная длительность, пространство – как абсолютная протяженность.
В реляционной концепции пространство и время рассматриваются как особые отношения между объектами и процессами (начиная со второй половины XIX века).
Пространство и время – как относительные свойства бытия, зависящие от систем отсчета.
Они не являются независимыми онтологическими сущностями, производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках.
Существуют многообразие пространственно-временных уровней бытия, поскольку человек живет не только в мире физическом, но и в мире социальном, духовном, биологическом и т.д.
Феномены пространства и времени принимают различные образы в зависимости от той или иной культуры. Так, представители разных культур различным образом могут описать временное состояние, т.е. по-разному отнестись к расположению событий во времени.
Пространство в гуманитарном познании.
Пространство несет в себе не только физические представления, но и глубочайший человеческий смысл.
Человек как личность живет не просто в физическом, а в особом культурно-смысловом пространстве, состоящем из различных значащих мест, оказывающих самое прямое влияние на наше поведение и образ мыслей. Такое пространство в социально-гуманитарном познании принято обозначать как социальное пространство.
Социальное пространство:
1) является общим проживанием и общим переживанием, благодаря деятельности совместно живущих людей;
2) оно означает не столько протяженность, сколько интенсивность и наполненность отношений;
3) обладает особым человеческим смыслом; оно становится пространством ноосферы. (Ноосфера – сфера разума). Последнее исторически меняется по мере развития общества и культуры.
4) Социальное пространство активно воздействует на общественную и частную жизнь; оно функционирует в качестве своеобразной культурной матрицы.
5) Особенностью социального пространства является значительное несовпадение метрического и топологического, физического и социально-культурного.