Этапы проведения эксперимента

Исследователю необходимо соблюдать определенную логику и этапы при организации эксперимента. Отметим, что у авторов различных книг по данной проблеме в рассмотрении этапов нет единого мнения: в основном они выделяют от 4 до 6 этапов, которые отражают логику экспериментального исследования. 

Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования. Она должна требовать экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями.

Подготовка к проведению эксперимента предусматривает разработку концепции исследования, составление программы эксперимента, в которой необходимо отразить решение следующих задач:

− выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов, школ и др.);

− определение необходимой длительности проведения эксперимента (слишком короткий срок приводит к необоснованному преувеличению роли того или иного средства обучения, слишком длительный срок отвлекает исследователя от решения других задач исследования, повышает трудоемкость работы);

− подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик, выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта (анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.);

− определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий. 

Программа эксперимента может иметь различную структуру. Главное, чтобы она была удобна и понятна исследователю. Далее, в практической части данного раздела, предлагается конкретный пример программы эксперимента. 

Программа может быть конкретизирована планом, в котором определяется порядок действий экспериментатора. При планировании психолого-педагогического эксперимента экспериментатор должен определить:

− количество экспериментируемых объектов; − способы отбора экспериментируемых; − шаги проведения эксперимента. 

Необходимо также предусмотреть: достоверность полученных результатов; правильную их интерпретацию. Следует подчеркнуть, что чем продуманнее спланирован педагогический эксперимент, тем более объективные результаты дает он с самого начала. Различные дополнения и изменения в ходе эксперимента затрудняют работу экспериментатора и уменьшают объективность результатов. 

План эксперимента должен включать:

− цель и задачи эксперимента;

− место и время проведения эксперимента, его объем;

− характеристику участвующих в эксперименте лиц;

− описание материалов, используемых для эксперимента;

− описание методики проведения эксперимента;

− описание дополнительных переменных, могущих оказать влияние на результаты эксперимента;

− методику наблюдения за ходом эксперимента;

− описание методики обработки результатов эксперимента;


описание методики интерпретации результатов эксперимента. 

Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякое другое достаточно подготовленное лицо могло по нему успешно провести эксперимент. В таблице предлагаем один из вариантов такого плана.

Таблица 17 План эксперимента

Этап Задачи Содержание работы Сроки Планируемые результаты Критерии эффективности этапа Организатор, исполнители Экспериментируемые
               

На данном этапе также необходимо продумать следующее:

− получение официального разрешения для проведения эксперимента у руководителя организации, где будет проводиться исследование;

− кто будет помогать в организации эксперимента;

− к чему и как подготовить помощников и участников эксперимента;

− какое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение необходимо для проведения исследования;

− какие трудности могут возникнуть и как их предупредить;

− какие организационные мероприятия провести на этапе подготовки и проведения эксперимента;

− как стимулировать участие исполнителей, помощников замыслов экспериментатора и др.

Перед началом эксперимента проводится инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один педагог). 

Проведение эксперимента в свою очередь включает несколько этапов, которые часто представлены как констатирующий или диагностический, формирующий, контролирующий или диагностико-результативный этапы эксперимента. 

На констатирующем этапе осуществляется первая «срезовая» диагностика:

− изучения исходного состояния системы, в которой проводится анализ начального уровня знаний и умений, сформированности определенных качеств личности или коллектива и др.; изучения начального состояния условий, в которых прово-

дится эксперимент. 

На формирующем этапе:

− проверяется разработанная автором модель (модели);

− реализуется программа эксперимента, т. е. выявляется и проверяется эффективность используемых средств для решения исследуемой проблемы;

− создаются экспериментальные условия, отслеживается эффективность использования экспериментальных воздействий

(технологий, методик, программ и др.);

− фиксируются данные о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

− определяются затруднения, риски, возможные типичные недостатки при апробации эксприментируемых средств;

− осуществляется оценка текущих затрат времени, средств и усилий. 

На контролирующем или диагностико-результативном этапе осуществляется повторная «срезовая» диагностика, замеряются изменения, которые произошли в ходе эксперимента, фиксируется динамика основных показателей. 

Подведение итогов эксперимента и обобщение его результатов предусматривает анализ, систематизацию полученных данных. Итоги эксперимента подводятся с участием организаторов и исполнителей экспериментальной работы, возможно, и испытуемых. На данном этапе предусматривается:

− описание конечного состояния системы;

− характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты, наиболее эффективных педагогических средств;

− описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);

− данные о затратах времени, усилий и средств;

указание границ применения проверенной в ходе экспери-

мента системы мер[68]

В зависимости от особенностей эксперимента, масштаба его проведения может проводится экспертиза полученных данных, обсуждение результатов исследования и выводов в учреждении. 

Экспериментатор вносит коррективы, уточнения в первональные проекты, замыслы, программы, модели с учетом результатов эксперимента. 

Внедрение результатов эксперимента. Исследователь заинтересован в том, чтобы внедрить наиболее эффективные средства в массовую практику. С этой целью используются устные и письменные способы представления и внедрения результатов эксперимента, которые изложены в последнем разделе данной книги. Наиболее эффективными способами являются: создание стажерских и инновационных площадок разного уровня, проведение курсов повышения квалификации. 

На наш взгляд, заслуживает внимания схематичное представление А. С. Сиденко и Т. Г. Новиковой варианта этапов эксперимента, установление связи с функциями каждого этапа (схема 7). 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: