Исследователю необходимо соблюдать определенную логику и этапы при организации эксперимента. Отметим, что у авторов различных книг по данной проблеме в рассмотрении этапов нет единого мнения: в основном они выделяют от 4 до 6 этапов, которые отражают логику экспериментального исследования.
Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования. Она должна требовать экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями.
Подготовка к проведению эксперимента предусматривает разработку концепции исследования, составление программы эксперимента, в которой необходимо отразить решение следующих задач:
|
|
− выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов, школ и др.);
− определение необходимой длительности проведения эксперимента (слишком короткий срок приводит к необоснованному преувеличению роли того или иного средства обучения, слишком длительный срок отвлекает исследователя от решения других задач исследования, повышает трудоемкость работы);
− подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик, выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта (анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.);
− определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Программа эксперимента может иметь различную структуру. Главное, чтобы она была удобна и понятна исследователю. Далее, в практической части данного раздела, предлагается конкретный пример программы эксперимента.
Программа может быть конкретизирована планом, в котором определяется порядок действий экспериментатора. При планировании психолого-педагогического эксперимента экспериментатор должен определить:
− количество экспериментируемых объектов; − способы отбора экспериментируемых; − шаги проведения эксперимента.
Необходимо также предусмотреть: достоверность полученных результатов; правильную их интерпретацию. Следует подчеркнуть, что чем продуманнее спланирован педагогический эксперимент, тем более объективные результаты дает он с самого начала. Различные дополнения и изменения в ходе эксперимента затрудняют работу экспериментатора и уменьшают объективность результатов.
|
|
План эксперимента должен включать:
− цель и задачи эксперимента;
− место и время проведения эксперимента, его объем;
− характеристику участвующих в эксперименте лиц;
− описание материалов, используемых для эксперимента;
− описание методики проведения эксперимента;
− описание дополнительных переменных, могущих оказать влияние на результаты эксперимента;
− методику наблюдения за ходом эксперимента;
− описание методики обработки результатов эксперимента;
описание методики интерпретации результатов эксперимента.
Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякое другое достаточно подготовленное лицо могло по нему успешно провести эксперимент. В таблице предлагаем один из вариантов такого плана.
Таблица 17 План эксперимента
Этап | Задачи | Содержание работы | Сроки | Планируемые результаты | Критерии эффективности этапа | Организатор, исполнители | Экспериментируемые |
На данном этапе также необходимо продумать следующее:
− получение официального разрешения для проведения эксперимента у руководителя организации, где будет проводиться исследование;
− кто будет помогать в организации эксперимента;
− к чему и как подготовить помощников и участников эксперимента;
− какое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение необходимо для проведения исследования;
− какие трудности могут возникнуть и как их предупредить;
− какие организационные мероприятия провести на этапе подготовки и проведения эксперимента;
− как стимулировать участие исполнителей, помощников замыслов экспериментатора и др.
Перед началом эксперимента проводится инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один педагог).
Проведение эксперимента в свою очередь включает несколько этапов, которые часто представлены как констатирующий или диагностический, формирующий, контролирующий или диагностико-результативный этапы эксперимента.
На констатирующем этапе осуществляется первая «срезовая» диагностика:
− изучения исходного состояния системы, в которой проводится анализ начального уровня знаний и умений, сформированности определенных качеств личности или коллектива и др.; изучения начального состояния условий, в которых прово-
дится эксперимент.
На формирующем этапе:
− проверяется разработанная автором модель (модели);
− реализуется программа эксперимента, т. е. выявляется и проверяется эффективность используемых средств для решения исследуемой проблемы;
− создаются экспериментальные условия, отслеживается эффективность использования экспериментальных воздействий
(технологий, методик, программ и др.);
− фиксируются данные о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;
− определяются затруднения, риски, возможные типичные недостатки при апробации эксприментируемых средств;
− осуществляется оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
На контролирующем или диагностико-результативном этапе осуществляется повторная «срезовая» диагностика, замеряются изменения, которые произошли в ходе эксперимента, фиксируется динамика основных показателей.
Подведение итогов эксперимента и обобщение его результатов предусматривает анализ, систематизацию полученных данных. Итоги эксперимента подводятся с участием организаторов и исполнителей экспериментальной работы, возможно, и испытуемых. На данном этапе предусматривается:
|
|
− описание конечного состояния системы;
− характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты, наиболее эффективных педагогических средств;
− описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);
− данные о затратах времени, усилий и средств;
указание границ применения проверенной в ходе экспери-
мента системы мер[68].
В зависимости от особенностей эксперимента, масштаба его проведения может проводится экспертиза полученных данных, обсуждение результатов исследования и выводов в учреждении.
Экспериментатор вносит коррективы, уточнения в первональные проекты, замыслы, программы, модели с учетом результатов эксперимента.
Внедрение результатов эксперимента. Исследователь заинтересован в том, чтобы внедрить наиболее эффективные средства в массовую практику. С этой целью используются устные и письменные способы представления и внедрения результатов эксперимента, которые изложены в последнем разделе данной книги. Наиболее эффективными способами являются: создание стажерских и инновационных площадок разного уровня, проведение курсов повышения квалификации.
На наш взгляд, заслуживает внимания схематичное представление А. С. Сиденко и Т. Г. Новиковой варианта этапов эксперимента, установление связи с функциями каждого этапа (схема 7).