Об уменьшении влияния дополнительных переменных на результаты эксперимента

С этой целью можно использовать следующие способы. 

1. Элиминирование дополнительных переменных. Например, в контрольной группе значительное влияние на результаты эксперимента начинают оказывать два очень слабо успевающих ученика. Эти учащиеся допускаются к участию в эксперименте, но их результаты не учитываются. 

В одной группе на результаты эксперимента оказывает существенное влияние шум, доносящийся из зала. Для его элиминирования стараются найти другое помещение. 

Несколько учащихся экспериментальной группы особенно интересуются экспериментальным предметом (например, литературой), читают дополнительную литературу, участвуют в работе соответствующего кружка. Ясно, что эти учащиеся будут оказывать значительное влияние на результаты эксперимента и их результаты необходимо элиминировать (исключить). 

 

 


2. Составление эквивалентных экспериментальных и контрольных групп на основе:

– попарного сравнения, когда из имеющихся групп отбирают по определенным признакам (например, по уровню знаний или способностей) двух самых лучших учеников и помещают одного в экспериментальную, другого в контрольную группу. По этим же признакам отбирают следующую пару и т. д. Тем самым учащиеся разделяются для проведения эксперимента на специальные группы, примерно с равным средним уровнем способностей. 

-средних оценок и их варьирования, когда находят средние оценки и вариации по какому-нибудь предмету. Попарно похожие группы, в которых арифметические средние и стандартные отклонения примерно одинаковы, отбирают в качестве экспериментальных и контрольных. 

Еще более объективные результаты получают тогда, когда отбирают группы с одинаковыми показателями на основе предварительного эксперимента (контрольных работ). 

Если нет одинаковых групп, можно не допускать к эксперименту тех учащихся, которые во время предварительной проверки дали лишние отклонения. 

3. Уравнивание условий эксперимента. При проведении педагогического эксперимента в экспериментальных и контрольных классах должны быть созданы равноценные условия. 

Для создания таких условий имеется несколько возможностей:

-уравнивание дополнительных переменных, обусловленных личностью учащегося (эксперимент перекрестных групп). Этот эксперимент проводится в два этапа. На первом этапе одна группа является экспериментальной, другая – контрольной, на втором этапе – наоборот. Этот прием используется главным образом для уравнивания дополнительных переменных, обусловленных личностью учащегося. 

При этом способе все учащиеся и педагоги смогут заниматься как по-новому, так и по-старому, и их постоянные свойства в равной степени будут оказывать влияние на те и другие результаты. Если предварительные знания учащихся также были относительно равными, то влияющие на эксперимент дополнительные факторы взаимно компенсируют друг друга и доминирующим остается эффективность нового педагогического средства. 

Для получения объективных результатов необходимо определить знания учащихся на трех ступенях: до эксперимента; после первого этапа; в конце эксперимента. 

Особенно высока объективность перекрестного эксперимента, когда он проводится в одной группе в течение одного занятия. В этом случае весь экспериментальный материал надо представлять детям письменно, чтобы педагогу не надо было давать в экспериментальных и контрольных группах устные объяснения. Тогда такие факторы, как состояние педагога, его мастерство и другие условия оказывают одинаковое влияние на воспитанников как экспериментальных, так и контрольных групп. 

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что методом перекрестных групп нельзя исследовать влияние того или другого средства на развитие детей (например, на развитие творческих способностей). В этом случае в одной группе надо последовательно использовать одинаковые средства влияния. 

– уравнивание дополнительных переменных, обусловленных личностью педагога. Одним из основных переменных при педагогическом эксперименте является отношение воспитателя к экспериментальному материалу. Один педагог, например, может быть сторонником нового метода, а другой нет. Эти обстоятельства сказываются, конечно, на результатах эксперимента. 

Для уравнивания дополнительных переменных, обусловленных личностью педагога, также применяется перекрестный эксперимент. В таком случае при постоянстве экспериментальных и контрольных групп на втором этапе меняются педагоги. 

Одним из способов уравнивания педагогов с одинаковым отношением к эксперименту является способ, когда в экспериментальных и контрольных группах работает равное количество педагогов с одинаковым отношением к эксперименту. 

4. Уравнивание дополнительных переменных, обусловленных приемами контроля. При педагогическом эксперименте важно спланировать приемы контроля. 

Прежде всего, важно, чтобы методики контроля были составлены правильно. В дидактическом эксперименте необходимо проверять знания наиболее существенных материалов, представленных в ходе эксперимента, надо составлять как простые, так и сложные вопросы, чтобы контрольная работа или компьютерный тест имели необходимую диагностическую ценность. 

Вопросы и задания должны быть составлены так, чтобы с их помощью можно было определить достижения, поставленные целью эксперимента. (Если, например, целью эксперимента было развитие у учащихся умения творчески применять изученное, то надо это умение и проверить.)

Желательно также, чтобы результаты эксперимента проверял только один человек (экспериментатор) на основе строго установленных критериев. При нескольких проверяющих надо использовать контрольные вопросы (тесты), требующие возможно одинаковых (однозначных) ответов, чтобы правильность ответов была бесспорна; практические задания, которые можно объективно оценить на основе конкретных критериев. Ответы описывающего типа или практические работы для обеспечения объективности должны проверить несколько человек. 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: