1. К осложнениям закрытых черепно-мозговых травм относится:
1) отит;
2) синусит;
3) ринит;
4) арахноидит.
2. Симптомы сотрясения головного мозга:
1) нарушение сознания, амнезия, тошнота, рвота, слабость, раздражите-льность;
2) нарушение сознания, амнезия, тошнота, рвота, парезы конечностей и
расстройство речи;
3) сознание не нарушено, тошнота, рвота, парезы и параличи, расстрой-ство речи;
4) сознание не нарушено, тошнота, тахикардия, тахипноэ, анизокория.
3. Ретроградная амнезия – это:
1) потеря памяти на предшествующие события;
2) потеря памяти на события после травмы;
3) потеря памяти на события в момент травмы;
4) потеря сознания.
4. У пациента повышение внутричерепного давления. Ему проводят дегидратацию. Он получает:
1) бессолевую диету;
2) мало жидкости;
3) фуросемид, калий;
4) фуросемид, гормоны.
5. К общемозговым симптомам не относится:
1) головная боль;
2) головокружение;
3) тошнота, рвота;
4) паралич.
Эталоны ответов:
1.4
2.1
3.1
4.3
5.4
ЗАДАЧА 1
На неврологическое отделение поступил пациент 30 лет с жалобами на отсутствие движений в ногах, боли в области поясницы.
|
|
В анамнезе: автомобильная катастрофа.
Неврологически: коленный и ахиллов рефлекс отсутствуют, мышечный тонус на ногах понижен, при пальпации болезненность в области поясницы.
Задания:
1. Назовите двигательные расстройства.
2. Определите характер нарушений движений в ногах
3. Назовите характерные признаки данной патологии.
Эталон ответа:
1. Нижняя параплегия.
2. Нарушений движений носят периферический характер, о чем свидетельствует отсутствие рефлексов (арефлексия) и пониженный тонус мышц (гипотония мышц).
3. Для периферического паралича также характерными являются: атрофия или гипотрофия мышц (отсутствие или понижение питания); перерождение мышечной ткани в соединительную или жировую; фибриллярные или фасцикулярные подергивания мышц.
ЗАДАЧА 2
Вызов фельдшера скорой помощи к мужчине 40 лет, находящемуся в бессознательном состоянии.
Из анамнеза известно (со слов жены), что пациент 2 дня назад упал и ударился головой, была кратковременная потеря сознания. В течение этих 2-ух дней, кроме головных болей, его ничего не беспокоило. После подъема тяжести у пациента появилась рвота и он потерял сознание.
Объективно: пациент без сознания, АД 120/70 мм рт.ст., брадикардия, расширение зрачка справа, парез конвергенции, нистагм. Слева гемипарез и патологические рефлексы: Бабинского и Оппенгейма. Отмечается ригидность затылочных мышц.
Задания:
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Определите локализацию очага.
|
|
3. Определите дополнительные методы исследования.
4. Расскажите алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа:
1. Закрытая черепно-мозговая травма. Субарахноидальное кровоизлияние. Сдавление головного мозга.
2. Очаг расположен справа (правый зрачок шире, левосторонний гемипарез).
3. Дополнительные методы исследования: люмбальная пункция, краниография, КТ и МРТ.
4. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· санация ротоглотки, воздуховод;
· оксигенотерапия;
· стабильное боковое положение (профилактика аспирации рвотными массажами);
· сердечно-легочная реанимация по показаниям;
· экстренная доставка в многопрофильный стационар (в реанимационное отделение), на носилках.
ЗАДАЧА 3
На приеме у фельдшера ФАП мужчина 30 лет внезапно упал лицом вниз, разбив подбородок.
Объективно: лицо гиперемировано с синюшным оттенком, дыхание отсутствует, зрачки расширены, на свет не реагируют. Через 1 минуту появились подергивания мышц лица и конечностей, появилось хриплое дыхание и кровянистая пена на губах, непроизвольное мочеиспускание.
После приступа у пациента сознание спутанное, речь невнятная. Пациент не понимает, где находится.
В анамнезе: черепно-мозговая травма.
Задания:
1. Определите неотложное состояние.
2. Окажите неотложную помощь.
3. Укажите возможную причину приступа.
Эталон ответа:
1. Эпилептический припадок.
2. Неотложная помощь: уложит пациента на бок или живот; предотвратить травматизацию; ввести реланиум (седуксен, сибазол) в/м; госпитализировать в стационар.
3. Причина: перенесенная черепно-мозговая травма.
Тема: «Объемные процессы ЦНС»
Студент должен иметь представление:
· о классификации объемных процессов ЦНС;
· о патогенезе гипертензионного синдрома;
· о методах ранней диагностики опухолей.
Студент должен знать:
· основные причины развития опухолей;
· ранние клинические симптомы опухолей и методы диагностики опухолей на ранних стадиях;
· принципы лечения опухолей;
· принципы ухода за пациентами с опухолями;
· этиологию, клинику и принципы лечения абсцессов головного мозга.
Содержание учебного материала
(план)
1.Определение опухолей.
2.Классификация объемных процессов.
3.Общемозговые и очаговые симптомы при опухолях.
4.Гипертензионный синдром.
5.Основные принципы ухода, лечения опухолей.
6.Диагностика. Признаки опухолей на краниограмме, спондилограмме, глазном дне. Изменение ликвора при опухолях.
7.Абсцесс головного мозга: этиология, клиника, лечение, диагностика.
8.Понятие о паразитарных болезнях головного мозга: эхинококкоз, цистицеркоз.