Воспитатель раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный)
Воспитатель: Я разложила на полу обручи. Давайте назовем их цвета.
Дети хором или по одному называют цвета.
Воспитатель: А ещё у нас есть цветные круги, какого цвета круги?
Дети ещё раз повторяют названия цветов.
Воспитатель: Молодцы ребята!
А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).
Воспитатель: Какого цвета этот круг Владислав?
Владислав: Синий.
Воспитатель: В какой домик ты его положишь?
Владислав: В синий.
Воспитатель: Правильно! Молодец!
Оставшиеся круги дети раскладывают в свои домики. Во время игры дети повторяют название цветов.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам игра?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, лисичке очень понравилось с вами играть, но ей пора домой. Давайте ей скажем: «До свидания!»
Консультация для родителей:
«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
Ранний возраст – важный период жизни человека. Это когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период необходимо учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.
|
|
Получать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдать за явлениями окружающего его мира. И тогда здесь нужна помощь родителей. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития, воспитания собственного ребенка. Работая в тесном контакте, мы поможем ребёнку обогатить его внутренний мир. Принуждать ребёнка бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Уделите ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. В программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».
|
|
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, кружка круглая, скатерть квадратная. Варите компот, спросите, какое количество фруктов пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Поиграйте в игру: «Найди игрушку». Спрячьте игрушку: «Раз, два, три-ищи!» говорит взрослый.
Ребенок ищет, найдя, рассказывает, где она находилась, используя предлоги «на», «за», «в».
Упражняйте детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т.п.).
Учите детей называть свойства предметов: холодный-теплый, твердый-мягкий, большой-маленький и т.п..
Необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Сначала детей нужно учить собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и др.), выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т.д.
Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.
Математические игры.
Игра «Собери клубочки».
Цель: различать понятия «большой – маленький»
На полу рассыпаны клубочки маленькие и большие нужно сложить маленькие клубочки в маленькую корзинку, большие в большую.
Игра: «Найди свой домик»
Цель: закрепить с ребёнком основные цвета.
Взрослый раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный). Взрослый: Я разложила на полу обручи. Назови их цвета. Ребёнок называет цвета.
Взрослый: А ещё у меня есть цветные круги, какого цвета круги? Ребёнок ещё раз повторяет названия цветов. А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).
Взрослый: Какого цвета этот круг?
Ребёнок: Красный.
Взрослый: В какой домик ты его положишь?
Ребёнок: В красный.
Взрослый: Правильно! Молодец!
Оставшиеся круги ребёнок раскладывают в свои домики самостоятельно. Во время игры ребёнок повторяет название цветов.
Приложение №2
Тематический мастер-класс с родителями
|
|
по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
у детей раннего возраста на тему:
«Лисичка в гостях у ребят».
Образовательные задачи:
1. Учить детей различать понятия «один», «много», «ни одного»
2. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление действовать успешно и результативно.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание играть вместе.
2. Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом.
Словарная работа: активизировать в речи слова «один», «много», «ни одного».
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, иллюстраций, игры с игрушками.
Материал: Лисичка-игрушка, большая коробка с игрушками по количеству детей, магнитофон.
Ход: Под музыку мамы берут своих детей за ручки, входят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, какая сегодня замечательная погода, как ярко светит солнышко!
Родители вместе с детьми образуют круг, и выполняют упражнения игры.
Игра «Солнышко».
Утром солнышко встает.
Выше, выше, выше, вот так вот.
(Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет.
Ниже, ниже, ниже, вот так вот.
(Медленно присесть, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо. Солнышко смеется. А под солнышком нам всем. Весело живется.
(Хлопать в ладоши)
Воспитатель: Молодцы!
Родители с детьми садятся на свои места. Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята вы слышите, кто-то стучит в дверь. Пойду, посмотрю кто это.
Воспитатель возвращается с лисичкой и волшебным мешочком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Дети: лисичка.
Воспитатель: Давайте с лисичкой поздороваемся.
Дети: Здравствуй, лисичка!
Воспитатель: Что нам принесла, лисичка?
Дети: Волшебный мешочек.
Игра «Что принесла лисичка?»
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что в мешочке?
|
|
Дети: Да
Воспитатель открывает мешочек и показывает содержимое детям.
Дети: Это игрушки.
Воспитатель: Сколько игрушек?
Дети: Много
Воспитатель: лисичка принесла много игрушек. Для каждого из вас.
Воспитатель раздает детям по одной игрушке, называя при этом имя ребенка, которому дает игрушку, и название самой игрушки.
Воспитатель спрашивает всех детей, сколько у каждого из них игрушек. Каждый ребёнок отвечает одна.
Воспитатель: У всех ребят по одной игрушке. А теперь, давайте посадим их в игровой уголок. (Дети рассаживают игрушки.) Сколько игрушек в игровом уголке?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вместе с родителями поиграть с лисичкой.
Физминутка: «Быстрые ножки».
Быстрые ножки шагают по дорожке. Топ-топ-топ-топ.
(Родители вместе с детьми идут маленькими шашками за воспитателем с лисичкой)
Большие ноги шагают по дороге. Топ-топ-топ-топ.
(А теперь идут большими шагами. Задания чередуются.)
Все садятся на свои места.
Воспитатель: Молодцы! Что-то загрустили в уголке наши игрушки, давайте поиграем с ними!
Дети: Да.
Игра «Посмотрите друг на друга».
Воспитатель раздает детям игрушки: у кого-то – одна игрушка, у другого – несколько игрушки, у следующего – ни одной и т.д.
Воспитатель: Сколько игрушек у Марии, Пети, Коли и т.д.?
Дети смотрят друг на друга и говорят, сколько игрушек у соседа.
Дети: одна, много, ни одной.
Воспитатель: Ребята, лисичке, очень понравилось у вас в гостях, но ей пора домой. Она говорит вам всем до свидания!
Дети: До свидания!
Математические игры