Внимание (регуляционный процесс) – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах при одновременном отвлечении от других (избирательность).
Особенности внимания: внимание не выступает как самостоятельный процесс (нельзя быть внимательным вообще) и не имеет своего отдельного специфического продукта; «великая иллюзия сознания» (мы мало на что по-настоящему обращаем внимание, остальное можем просто не заметить).
Продукты: память – воспоминания, восприятие – образ.
Модели внимания:
1. Теория селекции – внимание как «фильтр», который блокирует переработку избыточной, ненужной информации из нерелевантного канала (разная информация в два уха; при упоминании имени мозг переключается; фильтр стоит на выходе из сенсорного регистра); «эффект вечеринки» (К.Черри).
2. Ресурсные модели – деятельностно-активная теория, внимание как стратегия распределения ограниченного энергетического ресурса психики между заданиями и объектами (Д.Канеман).
3. Внимание как активный отбор необходимой информации в зависимости от цели, желания, ожиданий (У.Найссер) – «Неважно, в каком порядке расположены буквы в слове, важно лишь, чтобы первая и последняя буквы были на местах».
4. Внимание как высшая психическая функция – интериоризованный акт указания (природные, непроизвольные функции и высшие психические волевые социальные опосредованные знаковыми системами) (Л.С.Выготский):
· каждая высшая психическая функция развивается как функция социальная, интерпсихическая (снаружи), а затем как внутренняя;
· управление ребёнком в детстве происходит с помощью указательного жеста.
5. Внимание как действие умственного, автоматизированного контроля – теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин):
o исследование А.Альтера: «Сколько животных каждого вида взял Моисей на ковчег?» - при стандартном шрифте почти все респонденты отвечали «каждой твари по паре», когда же его набирали сложночитаемыми буквами, на 35% больше людей отметили, что ковчег строил Ной, а не Моисей;
o манекены в магазинах стоят без головы или со смазанными лицами, чтобы обратить внимание не на выражение лица, а на товар;
o поиск букв «о» и «м» среди множества «и» по-разному затруднён;
o привлечение внимания – баннеры с большими надписями (в рекламе могут запомниться картинки, а не смысл), реклама кофе на люках.
Виды внимания:
· непроизвольное возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека, в силу особенностей объекта (используется в рекламе):
o неожиданность;
o новизна;
o изменение интенсивности стимула (например, громкость);
o контраст;
o движение;
o повторение;
o отношение личности (значимость, интерес, ожидание);
· произвольное направляется и поддерживается сознательно поставленной целью предполагает волевую регуляцию (нужно усилие);
· послепроизвольное возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости или интереса для личности – сохраняется целенаправленность внимания, но снимается психическое напряжение.
Признаки феномена «опыт потока» (М. Чиксентмихайи):
· потеря чувства самоосознания, растворение эго, исчезновение восприятия себя;
· отсутствие не относящихся к деятельности мысли или абсолютное внутреннее молчание;
· искажённое восприятие времени (человек не замечает, как летит время);
· деятельность воспринимается как награда и осуществляется без усилий;
· примеры – фильм, книга, компьютерная игра, общение.
В зависимости от того, где находится объект внимания, выделяют:
· внешнее (сенсорно-перцептивное);
· внутреннее (интеллектуальное) – сосредоточение на мысли, переживании.
Свойства внимания:
· концентрация – степень сосредоточенности на объекте;
· устойчивость – длительность сосредоточения на объекте (зависит от качеств объекта);
· объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
· распределение – одновременное сосредоточение на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях (автоматизированные или одинаковые действия единовременно выполняются легче);
· переключаемость – скорость переноса внимания с одного объекта деятельности на другой;
· рассеянность – нарушение способности к концентрации внимания:
o подлинная – связана с повышенной отвлекаемостью;
o мнимая («профессорская») – связана с излишней сосредоточенностью.
Эффект Струпа: значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цвета шрифта этих слов.
Феномены внимания.
«Слепота по невниманию» - смотреть, но не видеть; происходит при сосредоточении внимания на задаче, предполагающий высокий уровень информационной нагрузки (Д.Саймонс, «эксперимент с невидимой гориллой и пасующими баскетболистами»)
«Слепота к изменениям» - неспособность обнаружить, что объект переместился, изменился или исчез. Факторы, обуславливающие возникновение феномена:
· сосредоточенное внимание и ограниченные ресурсы;
· ожидание и прошлый опыт;
· переключение или отвлечение внимания;
· возраст.
o эксперимент Д.Саймонса с подменой прохожего, спрашивающего дорогу;
o эксперимент П.Йохансона и Л.Халла с подменой фотографии понравившейся девушки на непонравившуюся (93% испытуемых не заметили подмены и объясняли, почему им понравилась девушка, которую они на самом деле отвергли).
«Мёртвая зона внимания» — это особо стойкая неспособность замечать объекты и их изменения вблизи «центра интереса»:
o 21 изменение за ролик с преступлением;
o изменения во внешности девушки, которые не замечает молодой человек.
«Слепота к повторениям» - неспособность замечать повторения зрительного объекта, если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели (повтор подряд одного и того же слова в предложении).
«Баннерная слепота» — это способность Интернет-пользователей осознанно или нет игнорировать баннерную рекламу или информацию, содержащуюся в объявлениях (видел боковым зрением, но не помню / не знаю, что там было).
Методы изучения внимания:
· бланк корректурной пробы (тест Бурдона) – выделять определённые буквы в определённых строчках определённым способом;
· таблицы Шульте – называть цифры одного цвета по увеличению, другие – по уменьшению; следует задать определённый темп.