Познавательные процессы: память

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта; непрерывный процесс «самоорганизации» индивидуального опыта; бессознательный процесс, не поддающийся наблюдению непосредственно и открывающийся индивиду только через свои «продукты». Наиболее ярко память проявляется при нарушениях восприятия.

Метафоры памяти:

· восковая дощечка (Платон);

· комнаты в доме (З.Фрейд);

· сундук с барахлом (Дж.А.Миллер);

· бутылка (Ю.Галантер);

· конструкция (Ф.Бартлетт);

· реконструкция динозавра (У.Найссер);

· голограмма (К.Прибрам).

Мнемозина – богиня памяти в Древней Греции => мнемическая задача, мнемическая деятельность, мнемическая направленность.

Закон регрессии, «забытия» памяти: сначала теряются новые воспоминания, затем старые. Т.Рибо «Память в её нормальном болезненном состоянии»

Амнезия имеет хронический характер, иногда постепенно либо неожиданно восстанавливается сама по себе или при помощи врачей, иногда полностью, иногда обрывки пропадают:

· антероградная – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы;

· ретроградная – трудности с запоминанием информации, полученной до травмы:

o органическая – вследствие травмы мозга;

o аффектогенная – вследствие эмоционального события (из-за шока стираются элементы и детали).

Эксперименты:

o Э.Лофтус «Эффект оружия» (люди, слышавшие за дверью крики и выстрелы, при виде человека с окровавленным ножом, впоследствии не могут вспомнить деталей его внешкости);

o Ф.Д.Горбов «+4, -1, -8, +5…» (человек складывает не последние цифры, а предыдущие, из-за светового воздействия);

o Корсаковский синдром – через 5 минут люди помнят всё, через 10 – мало, через 15 – ничего; но следы информации есть, но они не могут воспроизвестись из долговременной памяти.

Виды памяти:

· в зависимости от типа запоминаемого материала (П.П.Блонский – генетические ступени развития памяти):

o моторная (кататься на велосипеде);

o эмоциональная;

o образная;

o вербальная;

· в зависимости от анализатора, принимающего наибольшее участие в запоминании материала (как определённому человеку эффективнее и легче запоминать):

o зрительная;

o слуховая;

o моторная (обычно действует вместе со зрительной или слуховой: прописать слово);

· в зависимости от длительности хранения информации:

o сенсорная – не обрабатывает информацию, а удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринятую органами чувств;

§ способ хранения информации:

ü иконическая память (250-500 мс);

ü эхоическая память (1-2 с);

§ содержание исчезает под воздействием:

ü исчезновение и затухание следов;

ü новой информации (интерференция);

§ эксперимент Дж.Сперлинга: вспоминание таблицы с буквами через временной интервал доказывает, что человек помнит любую букву на любом месте;

o кратковременная:

§ длительность хранения информации – до 30 секунд (знакомство с человеком без повтора имени);

§ объём: 7 ± 2 объекта;

o долговременная:

§ процедурная (навыки);

§ декларативная (факты, представления):

ü эпизодическая (отдельные эпизоды);

ü семантическая (общие знания);

ü автобиографическая (личностно значимые события) – занималась Нуркова;

§ постоянное хранение информации;

§ объём практически безграничен;

§ эксплицитная – даёт возможность произвольно и осознанно актуализировать и воспроизводить прошлый опыт;

§ имплицитная – не даёт возможность произвольно и осознанно актуализировать и воспроизводить прошлый опыт (под гипнозом, наркозом, после операции);

o рабочая (оперативная) – блок памяти, в котором циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности, содержит и кратковременную, и долговременную память (кольцо).

Факторы, влияющие на непроизвольное запоминание (без цели запомнить):

· эмоциональная окрашенность материала (З.Фрейд vs П.П.Блонский: эффект «конгруэнтности настроения»):

o если эмоционально задевает, то запоминается (по Фрейду – позитивные моменты запоминаем, негативные вытесняем, как травмы, мешающие развитию внутреннего «я», мы не хотим про это думать; по Блонскому – негативные моменты запоминаем, т.к. они важны для эволюции и естественного отбора), в плохом настроении вспоминаем негативное, в хорошем – позитивное;

· причастность материала к основному руслу деятельности (А.А.Смирнов);

· связь материала с целью действия (П.И.Зинченко):

o эксперимент: даны картинка и число, их необходимо классифицировать и назвать (запоминают изображение), либо разложить по числовой последовательности (запоминают цифры) – должна быть цель, а не условие;  

· характер деятельности;                                    

· активность, самостоятельность индивида:

o активность лучше при запоминании слово на определённую букву подбором синонима;

· значимость мотивов деятельности:  

o у детей ведущая мотивация – игровая, в ней они лучше запоминают материал;                         

· характер протекания деятельности (эффект Зейгарник):

o эксперимент: задача с картинкой из спичек либо с проволокой (с прерыванием или без), воспроизведение незавершённых действий в 2 раза выше (если в разговоре одна подруга недослушала, вторая недорассказала – «мучает Зейгарник»);

o ВН/ВЗ = 1.9 (воспроизведение незавершённых и завершённых действий).

Сравнительные кривые запоминания (эксперимент В.П. Зинченко): основное различие в условиях опытов заключалось в том, что в первом опыте предметом деятельности были картинки, а во втором – числа. Это и обусловило высокую продуктивность их запоминания, хотя предмет деятельности в опытах и сама деятельность были разными. Отсутствие целенаправленной деятельности по отношению к этим же объектам там, где они выступали в опытах в роли только фоновых раздражителей, привело к резкому снижению их запоминания.

Стадии уровневой переработки информации:

1. Первичный анализ сенсорных качеств объекта.

2. Распознавание отдельных признаков.

3. Семантическая обработка.

4. Самореференция (соотнесенность с Я-системой).

· С усложнением процесса переработки возрастает эффективность запоминания.

Факторы, влияющие на произвольное запоминание:

· особенности мнемической цели:

o эффект Google: люди гораздо хуже запоминают информацию, если уверены, что смогут легко ее найти;

o с намерением запомнить надолго, а не к ближайшему времени (приём: Монтекки и Капулетти = Ромео и Джульетта, Клод Моне – Эдуард Мане);

· применение приемов (смысловое запоминание, мнемотехника);

· эмоциональность, значимость материала;

· особенности материала:

o эффект фон Ресторф – разнородные элементы в ряду однородных;

· эффект повторения (частота воспроизведения);

· правильная организация запоминания:

o закон Йоста – память запоминает не детали, а суть, контекст.

Эксперимент: дан список слов; слова, связанные со сладким и слово «славный», и из-за ассоциаций кажется, что в списке было слово «сладкий».

Развитие памяти:

· эксперимент А.Н. Леонтьева – методика двойной стимуляции (слова + картинки – двойной стимул к запоминанию);

· зависимость эффективности воспроизведения от способа запоминания (опосредованное лучше непосредственного (кроме младенцев), темп опосредованного сначала высокий, затем понижается);

· параллелограмм развития памяти:

o общая закономерность развития памяти: начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп развития запоминания без помощи карточек; начиная со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем запоминание внешне опосредствованное;

o принцип: внешне опосредствованное запоминание превращается во внутренне опосредствованное запоминание.

Процессы памяти:

· воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала (повторять – при закрытой книге);

· узнавание – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала при его повторном предъявлении;

o уровень узнавания выше уровня воспроизведения;

o узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными;

o готовность памяти к воспроизведению:

§ феномен дежавю «уже видел»;

§ феномен «на кончике языка» («вертится на языке») – в особенности проявляется в старости; человек знает, что хочет сказать, первую букву, образ, но не слово; процесс воспроизведения ухудшается;

· припоминание – процесс воспроизведения, протекающий как активный волевой и мыслительный процесс (заставляем себя вспомнить);

· воспоминание – воспроизведение, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни.

Феномены воспоминания. Эффект дезинформации:

· информация, полученная позднее, искажает предшествующие воспоминания о событии; это когнитивное искажение относится к ретроактивной интерференции;

· если нам дадут новую ложную информацию о событии, которое мы помним по-своему и, возможно, при котором даже лично присутствовали, она будет принята как истинная, а оригинальное воспоминание изменится (ложная информация с подробностями и фото – «вспоминаю»);

· ошибка хиндсайта;

· ложная память;

· эффект телескопа: события, произошедшие давно, кажутся нам недавними, в то время как недавние — более отдаленными (отправная точка – 3 года);

· ретроспектива сквозь «розовые очки» (мир кажется лучше, чем он есть; события из прошлого вспоминаются в более позитивном ключе, чем было на самом деле);

· эффект генерации или самогенерации (мы лучше вспоминаем то, что было сгенерировано нами, чем то, что мы услышали или прочитали);

· «сокровища памяти» (свои воспоминания люди ценят больше, чем реальную жизнь – мы не готовы отдать богатства за то, что никогда не вспомним, пусть даже это будет потрясающее событие в жизни).

Сохранение и забывание:

· процент сбереженного материала при повторном заучивании меньше исходного;

· кривая забывания Г. Эббингауза:

· реминисценция – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без его повторения в интервале удержания:

· фактор края (позиционный эффект): при заучивании расположенных в ряд элементов, лучше запоминаются элементы, смещенные от центра к краю ряда (первые и последние):

· феномен ретроактивной интерференции: исследования Г.Мюллера и А.Пильцекера (материал лучше запоминается и воспроизводится утром (ретроактивная интерференция) или вечером (проактивная интерференция) (перед и после сна)):

Концепции забывания:

· теория постоянного угасания разрушающихся следов;

· теория преобразующихся следов (Ф. Бартлетт: память как конструктивный процесс, похожий на знания; изменение материала, который надо запомнить);

· теория интерферирующего торможения следов;

· мотивационно обусловленная природа забывания (З.Фрейд «Психопатология обыденной жизни»):

o что травмирует и вызывает тревогу угроза нашему «я» – забывается: пример – доктор лечил девушку от истерии, и не обратил внимание на её онкологию – это снизило его профессиональную самоценность, потому он забыл о существовании пациентки вовсе.

Индивидуальные особенности памяти:

· по характеру наилучше запоминаемого материала;

· по той сенсорной области, которая служит наилучшей основой для запоминания;

· по быстроте запоминания;

· по прочности и длительности сохранения;

· по объему запоминаемого материала;

· по точности и легкости воспроизведения;

· феноменальная память – помнит всё, точно, без границ, связывает одни параметры с абсолютно другими («желтый, рассыпчатый голос»), проблемы с забыванием (А.Р. Лур ия «Маленькая книжка о большой памяти» - о Шерешевском).

Психика – субъективный образ объективного мира, её задача – адаптация.

Волевые произвольные и непроизвольные действия отличают человека от животных (борьба мотивов, принятие решений).

Самый короткий эмоциональный психический процесс – аффект (сильный и яркий), длиннее – настроение, эмоции, чувства (по отношению к другим, социальный аспект).

Психические свойства создают индивидуальность (даны личности от рождения, не меняются, проявляются в экстренной ситуации)

У холериков скорость нервных импульсов выше, т.к. преобладает эмоциональная нестабильность.

Характер полноценно складывается к 20 годам (гибкое мышление, креативность, устойчивость, уровень тревожности), способности самостоятельно развиваются из задатков в талант.

Психические факты – поведение, труд, общение, участие в конфликте, через которые мы видим психические явления.

Психология – точная наука, не допускающая ничего умозрительного (мнений).

Эксперимент – валидный (действительное измерение, пригодность, проверка – изменяется ли то, что должно) и надёжный (достоверные результаты) метод.

Во многих наблюдениях проверяется социальная желательность (т.к. оно субъективно из-за наблюдателя и испытуемого), присутствует шкала лжи (в особенности при приёме на работу).

Опыт: «Рожденные в СССР» (одних и тех же людей опрашивали в возрасте 7, 14, 21, 28 лет и смотрели, как меняется их точка зрения)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: