Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта; непрерывный процесс «самоорганизации» индивидуального опыта; бессознательный процесс, не поддающийся наблюдению непосредственно и открывающийся индивиду только через свои «продукты». Наиболее ярко память проявляется при нарушениях восприятия.
Метафоры памяти:
· восковая дощечка (Платон);
· комнаты в доме (З.Фрейд);
· сундук с барахлом (Дж.А.Миллер);
· бутылка (Ю.Галантер);
· конструкция (Ф.Бартлетт);
· реконструкция динозавра (У.Найссер);
· голограмма (К.Прибрам).
Мнемозина – богиня памяти в Древней Греции => мнемическая задача, мнемическая деятельность, мнемическая направленность.
Закон регрессии, «забытия» памяти: сначала теряются новые воспоминания, затем старые. Т.Рибо «Память в её нормальном болезненном состоянии»
Амнезия имеет хронический характер, иногда постепенно либо неожиданно восстанавливается сама по себе или при помощи врачей, иногда полностью, иногда обрывки пропадают:
|
|
· антероградная – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы;
· ретроградная – трудности с запоминанием информации, полученной до травмы:
o органическая – вследствие травмы мозга;
o аффектогенная – вследствие эмоционального события (из-за шока стираются элементы и детали).
Эксперименты:
o Э.Лофтус «Эффект оружия» (люди, слышавшие за дверью крики и выстрелы, при виде человека с окровавленным ножом, впоследствии не могут вспомнить деталей его внешкости);
o Ф.Д.Горбов «+4, -1, -8, +5…» (человек складывает не последние цифры, а предыдущие, из-за светового воздействия);
o Корсаковский синдром – через 5 минут люди помнят всё, через 10 – мало, через 15 – ничего; но следы информации есть, но они не могут воспроизвестись из долговременной памяти.
Виды памяти:
· в зависимости от типа запоминаемого материала (П.П.Блонский – генетические ступени развития памяти):
o моторная (кататься на велосипеде);
o эмоциональная;
o образная;
o вербальная;
· в зависимости от анализатора, принимающего наибольшее участие в запоминании материала (как определённому человеку эффективнее и легче запоминать):
o зрительная;
o слуховая;
o моторная (обычно действует вместе со зрительной или слуховой: прописать слово);
· в зависимости от длительности хранения информации:
o сенсорная – не обрабатывает информацию, а удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринятую органами чувств;
§ способ хранения информации:
ü иконическая память (250-500 мс);
ü эхоическая память (1-2 с);
§ содержание исчезает под воздействием:
ü исчезновение и затухание следов;
|
|
ü новой информации (интерференция);
§ эксперимент Дж.Сперлинга: вспоминание таблицы с буквами через временной интервал доказывает, что человек помнит любую букву на любом месте;
o кратковременная:
§ длительность хранения информации – до 30 секунд (знакомство с человеком без повтора имени);
§ объём: 7 ± 2 объекта;
o долговременная:
§ процедурная (навыки);
§ декларативная (факты, представления):
ü эпизодическая (отдельные эпизоды);
ü семантическая (общие знания);
ü автобиографическая (личностно значимые события) – занималась Нуркова;
§ постоянное хранение информации;
§ объём практически безграничен;
§ эксплицитная – даёт возможность произвольно и осознанно актуализировать и воспроизводить прошлый опыт;
§ имплицитная – не даёт возможность произвольно и осознанно актуализировать и воспроизводить прошлый опыт (под гипнозом, наркозом, после операции);
o рабочая (оперативная) – блок памяти, в котором циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности, содержит и кратковременную, и долговременную память (кольцо).
Факторы, влияющие на непроизвольное запоминание (без цели запомнить):
· эмоциональная окрашенность материала (З.Фрейд vs П.П.Блонский: эффект «конгруэнтности настроения»):
o если эмоционально задевает, то запоминается (по Фрейду – позитивные моменты запоминаем, негативные вытесняем, как травмы, мешающие развитию внутреннего «я», мы не хотим про это думать; по Блонскому – негативные моменты запоминаем, т.к. они важны для эволюции и естественного отбора), в плохом настроении вспоминаем негативное, в хорошем – позитивное;
· причастность материала к основному руслу деятельности (А.А.Смирнов);
· связь материала с целью действия (П.И.Зинченко):
o эксперимент: даны картинка и число, их необходимо классифицировать и назвать (запоминают изображение), либо разложить по числовой последовательности (запоминают цифры) – должна быть цель, а не условие;
· характер деятельности;
· активность, самостоятельность индивида:
o активность лучше при запоминании слово на определённую букву подбором синонима;
· значимость мотивов деятельности:
o у детей ведущая мотивация – игровая, в ней они лучше запоминают материал;
· характер протекания деятельности (эффект Зейгарник):
o эксперимент: задача с картинкой из спичек либо с проволокой (с прерыванием или без), воспроизведение незавершённых действий в 2 раза выше (если в разговоре одна подруга недослушала, вторая недорассказала – «мучает Зейгарник»);
o ВН/ВЗ = 1.9 (воспроизведение незавершённых и завершённых действий).
Сравнительные кривые запоминания (эксперимент В.П. Зинченко): основное различие в условиях опытов заключалось в том, что в первом опыте предметом деятельности были картинки, а во втором – числа. Это и обусловило высокую продуктивность их запоминания, хотя предмет деятельности в опытах и сама деятельность были разными. Отсутствие целенаправленной деятельности по отношению к этим же объектам там, где они выступали в опытах в роли только фоновых раздражителей, привело к резкому снижению их запоминания.
Стадии уровневой переработки информации:
1. Первичный анализ сенсорных качеств объекта.
2. Распознавание отдельных признаков.
3. Семантическая обработка.
4. Самореференция (соотнесенность с Я-системой).
· С усложнением процесса переработки возрастает эффективность запоминания.
Факторы, влияющие на произвольное запоминание:
· особенности мнемической цели:
o эффект Google: люди гораздо хуже запоминают информацию, если уверены, что смогут легко ее найти;
o с намерением запомнить надолго, а не к ближайшему времени (приём: Монтекки и Капулетти = Ромео и Джульетта, Клод Моне – Эдуард Мане);
|
|
· применение приемов (смысловое запоминание, мнемотехника);
· эмоциональность, значимость материала;
· особенности материала:
o эффект фон Ресторф – разнородные элементы в ряду однородных;
· эффект повторения (частота воспроизведения);
· правильная организация запоминания:
o закон Йоста – память запоминает не детали, а суть, контекст.
Эксперимент: дан список слов; слова, связанные со сладким и слово «славный», и из-за ассоциаций кажется, что в списке было слово «сладкий».
Развитие памяти:
· эксперимент А.Н. Леонтьева – методика двойной стимуляции (слова + картинки – двойной стимул к запоминанию);
· зависимость эффективности воспроизведения от способа запоминания (опосредованное лучше непосредственного (кроме младенцев), темп опосредованного сначала высокий, затем понижается);
· параллелограмм развития памяти:
o общая закономерность развития памяти: начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп развития запоминания без помощи карточек; начиная со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем запоминание внешне опосредствованное;
o принцип: внешне опосредствованное запоминание превращается во внутренне опосредствованное запоминание.
Процессы памяти:
· воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала (повторять – при закрытой книге);
· узнавание – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала при его повторном предъявлении;
o уровень узнавания выше уровня воспроизведения;
o узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными;
o готовность памяти к воспроизведению:
§ феномен дежавю «уже видел»;
§ феномен «на кончике языка» («вертится на языке») – в особенности проявляется в старости; человек знает, что хочет сказать, первую букву, образ, но не слово; процесс воспроизведения ухудшается;
|
|
· припоминание – процесс воспроизведения, протекающий как активный волевой и мыслительный процесс (заставляем себя вспомнить);
· воспоминание – воспроизведение, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни.
Феномены воспоминания. Эффект дезинформации:
· информация, полученная позднее, искажает предшествующие воспоминания о событии; это когнитивное искажение относится к ретроактивной интерференции;
· если нам дадут новую ложную информацию о событии, которое мы помним по-своему и, возможно, при котором даже лично присутствовали, она будет принята как истинная, а оригинальное воспоминание изменится (ложная информация с подробностями и фото – «вспоминаю»);
· ошибка хиндсайта;
· ложная память;
· эффект телескопа: события, произошедшие давно, кажутся нам недавними, в то время как недавние — более отдаленными (отправная точка – 3 года);
· ретроспектива сквозь «розовые очки» (мир кажется лучше, чем он есть; события из прошлого вспоминаются в более позитивном ключе, чем было на самом деле);
· эффект генерации или самогенерации (мы лучше вспоминаем то, что было сгенерировано нами, чем то, что мы услышали или прочитали);
· «сокровища памяти» (свои воспоминания люди ценят больше, чем реальную жизнь – мы не готовы отдать богатства за то, что никогда не вспомним, пусть даже это будет потрясающее событие в жизни).
Сохранение и забывание:
· процент сбереженного материала при повторном заучивании меньше исходного;
· кривая забывания Г. Эббингауза:
· реминисценция – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без его повторения в интервале удержания:
· фактор края (позиционный эффект): при заучивании расположенных в ряд элементов, лучше запоминаются элементы, смещенные от центра к краю ряда (первые и последние):
· феномен ретроактивной интерференции: исследования Г.Мюллера и А.Пильцекера (материал лучше запоминается и воспроизводится утром (ретроактивная интерференция) или вечером (проактивная интерференция) (перед и после сна)):
Концепции забывания:
· теория постоянного угасания разрушающихся следов;
· теория преобразующихся следов (Ф. Бартлетт: память как конструктивный процесс, похожий на знания; изменение материала, который надо запомнить);
· теория интерферирующего торможения следов;
· мотивационно обусловленная природа забывания (З.Фрейд «Психопатология обыденной жизни»):
o что травмирует и вызывает тревогу угроза нашему «я» – забывается: пример – доктор лечил девушку от истерии, и не обратил внимание на её онкологию – это снизило его профессиональную самоценность, потому он забыл о существовании пациентки вовсе.
Индивидуальные особенности памяти:
· по характеру наилучше запоминаемого материала;
· по той сенсорной области, которая служит наилучшей основой для запоминания;
· по быстроте запоминания;
· по прочности и длительности сохранения;
· по объему запоминаемого материала;
· по точности и легкости воспроизведения;
· феноменальная память – помнит всё, точно, без границ, связывает одни параметры с абсолютно другими («желтый, рассыпчатый голос»), проблемы с забыванием (А.Р. Лур ия «Маленькая книжка о большой памяти» - о Шерешевском).
Психика – субъективный образ объективного мира, её задача – адаптация.
Волевые произвольные и непроизвольные действия отличают человека от животных (борьба мотивов, принятие решений).
Самый короткий эмоциональный психический процесс – аффект (сильный и яркий), длиннее – настроение, эмоции, чувства (по отношению к другим, социальный аспект).
Психические свойства создают индивидуальность (даны личности от рождения, не меняются, проявляются в экстренной ситуации)
У холериков скорость нервных импульсов выше, т.к. преобладает эмоциональная нестабильность.
Характер полноценно складывается к 20 годам (гибкое мышление, креативность, устойчивость, уровень тревожности), способности самостоятельно развиваются из задатков в талант.
Психические факты – поведение, труд, общение, участие в конфликте, через которые мы видим психические явления.
Психология – точная наука, не допускающая ничего умозрительного (мнений).
Эксперимент – валидный (действительное измерение, пригодность, проверка – изменяется ли то, что должно) и надёжный (достоверные результаты) метод.
Во многих наблюдениях проверяется социальная желательность (т.к. оно субъективно из-за наблюдателя и испытуемого), присутствует шкала лжи (в особенности при приёме на работу).
Опыт: «Рожденные в СССР» (одних и тех же людей опрашивали в возрасте 7, 14, 21, 28 лет и смотрели, как меняется их точка зрения)