Познавательные процессы: мышление и речь

Характеристика:

· особенность мышления – способность раскрывать обобщенные, сущностные признаки и качества явлений;

· мышление – деятельность, в результате которой рождаются (иногда мгновенно) новые решения, новые знания, не содержащееся в памяти в готовом виде и недоступные непосредственно органам чувств;

· часто в сложной ситуации человеку надо найти нестандартное решение и предпринять нестандартные действия.

Мышление – процесс обобщенного и опосредствованного познания, состоящий в установлении связей и отношений между познаваемыми объектами

Стороны мыслительного процесса:

· процессуальная (мыслительные операции);

· мотивационная («Мыслит не мышление. Мыслит человек»; «Мысль рождается не из другой мысли, а из сферы потребностей» – Л.С. Выготский).

Мышление (в узком значении слова) – процесс постановки и решения задачи.

Проблемная ситуация как начальный момент мышления:

1. Цель.

2. Условия, в которых задается цель.

3. Потребность в достижении цели.

4. Недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

5. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача – цель, данная в определенных условиях (А.Н. Леонтьев)

«Проклятие знания» - нельзя посмотреть на задачу глазами менее информированного человека.

Стадии решения мыслительной задачи (К. Дункер: «метод рассуждения вслух»):

1. Анализ материала (гештальт).

2. Понимание (осознание) конфликта (проблемной ситуации).

3. Инкубационный период (до вербализации происходит эмоциональное предчувствие решения).

4. Нахождение функционального решения (инсайт).

5. Реализация решения.

· задача с X-лучами: у человека неоперабельная опухоль желудка. Мы знаем, что если использовать определенные лучи достаточной интенсивности, то опухоль может быть разрушена. Проблема состоит в том, как применить эти лучи требуемой силы, чтобы они не повредили здоровые ткани, окружающие опухоль?

Решение задачи:

· «ага-реакции» – факт эмоционального решения задачи (О.К.Тихомиров);

· проблема подсказки (Я.А.Пономарев);

· основные принципы действенности подсказки при решении задач (подсказать вовремя и так, чтобы это было непонятно, и человек думал, что он сам это сделал, и была потребность продолжать решать):

1. Последовательность предъявления задач: основная задача — подсказка — основная задача.

2. Достаточно много попыток решить основную задачу.

3. Попыток решения основной задачи не должно быть слишком много, чтобы интерес к ней не утратился.

4. Способ, которым решается задача-подсказка, не должен быть автоматизирован.

5. Задача-подсказка должна содержать принцип решения основной задачи, но не сам ответ.

Правила решения задачи:

· алгоритм – поэтапная последовательность действий, которая всегда дает правильный ответ на строго определенный вид задач;

· эвристика – это недостаточно точные, «размытые» рекомендации.

Классификация эвристических приемов (И.Ильясов):

· переформулирование цели;

· визуализация;

· вживание в образ явлений задачи;

· замена терминов определениями (полностью расписываются определения всех терминов, используемых в задаче, и из них стараются вывести неочевидные следствия);

· формулирование и попытка решения обратной задачи;

· движение от конца к началу (от требования к условиям, а не наоборот);

· выдвижение противоположных гипотез;

· параллельное решение нескольких задач;

· приемы управления своим психоэмоциональным состоянием.

Универсальность и эффективность методов связаны обратной зависимостью: чем метод более универсален, тем он менее эффективен (один из параметров эффективности метода – способность с его помощью решить задачу). Наиболее эффективны частные, специализированные методы – алгоритмы. Пример: «Если не получилось решить задачу одним способом, попробуй другим (представь, нарисуй, решай с конца)» – рекомендация универсальна, но вряд ли достаточно эффективна.

Мыслительные операции:

· сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними; нужно сравнивать по одному основанию и выделять существенные признаки (задачи Ж.Пиаже: соскальзывание мысли ребёнка, неумение сохранять свойства объекта при изменении внешнего вида – в вытянутом сосуде воды больше);

· анализ – мысленное разделение объекта на составляющие элементы, свойства, признаки или части;

· синтез – мысленное объединение частей или свойств объекта в единое целое;

· абстрагирование – выделение одной стороны объекта или явления при одновременном отвлечении от других;

· обобщение – выделение общих, существенных свойств в сравниваемых объектах;

· классификация – группировка объектов на основе какого-либо признака (по личному или отвлечённому признаку), исключение лишнего объекта;

· конкретизация – мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует общему;

· сериация – упорядочивание предметов по возрастанию или убыванию выделенного признака.

Виды мышления:

· по форме (на что человек опирается при решении задачи):

o наглядно-действенное (дети);

o наглядно-образное;

o словесно-логическое (вербальное – с опорой на логику, слова, понятия).

· по уровням (простые и сложные аналогии):

o понятие – форма мышления, в которой зафиксированы общие, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений;

o суждение – мысль, высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений (может быть истинным и ложным, образовываться с помощью органов чувств либо умозаключений);

o умозаключение – образование нового суждения на основе нескольких предшествующих (посылки).

Дедуктивное рассуждение Индуктивное рассуждение
Переход от общего к частному Переход от частного к общему
Использование логических правил Использование эвристик
Точные заключения Вероятностные заключения

Индуктивное рассуждение (ложное):

· Италия – республика; Португалия – республика; Финляндия – республика; Франция – республика. Италия, Португалия, Финляндия, Франция – западноевропейские страны;

· заключение: все западноевропейские страны являются республиками.

· Петров вчера не справился с заданием. Петров сегодня не справился с заданием;

· заключение: Петров не способен выполнять данные задания.

Дедуктивное рассуждение:

· посылка 1: у всех кошек четыре ноги;

· посылка 2: Муся – кошка;

· заключение: у Муси четыре ноги.

· посылка 1: все люди смертны;

· посылка 2: все греки – люди;

· заключение: все греки – смертны.

Ошибки с позиции формальной логики (житейская логика в логических рассуждениях):

· предикативное мышление – ложные умозаключения из неправильно подобранных исходных высказываний (сыр желтый, луна желтая, значит луна = сыр);

· абдукция – вывод делается от следствия к посылке (у тигров четыре лапы, у собак четыре лапы, значит собака = тигр);

· «мотивационный сдвиг рациональности» – влияние мотивов на логичность выводов (иррациональное верование в пословицы про будущее и всю последующую жизнь; эксперимент – люди не станут кидать дротики в фотографии близких – "а вдруг");

· шаблонность мышления – тенденция одинаково подходить к разным проблемам;

· эффект «снижения логичности» при конфликте со здравым смыслом (будет ли мама давать ребёнку деньги за четвёрки, если обещала за пятёрки?);

· эвристика репрезентативности (как нам преподносят, так мы и воспримем – используется в рекламе):

o Линде 31 год. Она замужем, искренна и полна оптимизма. В колледже ее специализацией была философия. В студенческие годы она живо интересовалась вопросами дискриминации и другими социальными проблемами, участвовала в демонстрациях против ядерного оружия. Основываясь на этом описании, какой из двух выводов вероятнее?

§ Линда - кассир в банке (вероятно больше, т.к. дано меньше условий);

§ Линда - кассир в банке и активистка феминистского движения (вероятно лишь исходя их житейского опыта).

o Какая болезнь опаснее? (одна и та же информация в разной форме)

§ В Китае появилась загадочная болезнь. За последний месяц неизвестный вирус подхватили 600 человек. 200 из них выжили.

§ В Китае появилась загадочная болезнь. За последний месяц неизвестный вирус подхватили 600 человек. 400 из них умерли.

o Какого врача выберем? (одна и та же информация в разной форме)

§ Врач спасает 9 пациентов из 10.

§ Каждый 10-й пациент этого врача умирает.

· эвристика доступности (мы видим лишь то, чего больше, о чём пишут и говорят):

o Чего в России больше: убийств и покушений на убийство или самоубийств?

§ Самоубийств 20,1 тысяч, убийств и покушений на убийство – 9,7 тысяч.

o Что опаснее авиаперелеты или езда на автомобиле?

§ Несмотря на то что вероятность погибнуть в автокатастрофе в 26 раз выше, чем вероятность крушения самолета, большинство людей уверены, что авиаперелеты опаснее езды на автомобиле.

Паралич выбора: задача Э.Шафира и Д.Редельмайера, которую они ставили перед настоящими врачами: «Вы изучаете историю болезни пациента. Испробовано множество препаратов, необходима сложная операция. И вдруг выясняется, что не применялось еще одно лекарство. Как поступим? Порекомендуем ложиться на операционный стол или попробуем лечение с помощью последнего препарата?» Почти половина решили продолжить лекарственное лечение. Однако когда врачам сообщали, что еще не было испробовано два препарата - лишь 28% докторов решили продолжить применять лекарства. В сложных ситуациях в большинстве случаев человек тяготеет к стандартному выбору. Так как врач - практик, а ученый - теоретик, ему нельзя проверять гипотезу, нужно выбирать. К выбору из множества вариантов прилагается большее усилие.

Барьеры при принятии решений и вынесении суждений:

· негативные эмоции (страх перед ошибкой или неопределенностью);

· распространенные в культуре представления, стереотипы (игра – это детское занятие);

· воспоминания, установки, ожидания;

· нерелевантная информация;

· существующие представления о функциях предметов (функциональные привязки);

· формулировка задачи;

· контекст решения задачи.

Виды мышления:

· по характеру решаемых задач:

o теоретическое;

o практическое:

§ особенности практического мышления (Б.М. Теплов «Ум полководца»):

ü способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности;

ü сложность материала, подлежащего анализу и простота, ясность, определенность его продуктов (планов, решений);

ü умение охватить все стороны вопроса;

ü умение мгновенно менять план;

ü нельзя проверить гипотезу;

· по степени развернутости мышления:

o дискурсивное (аналитическое);

o интуитивное (быстрота протекания, выраженность этапов, осознанность);

· по степени разнонаправленности (Гилфорд)

o конвергентное - последовательное, логическое, однонаправленное;

o дивергентное – способность развертывания мыслительной деятельности по множеству разнообразных путей (альтернативное, отступающее от логики, пути могут быть фантазийными, и потому не приведут к новому продукту);

· по степени новизны и оригинальности:

o репродуктивное (воспроизводящее);

o продуктивное (творческое, создание нового, оригинального продукта).

Интеллект – способность к мышлению, способность решать задачи на основе имеющихся знаний.

Креативность – способность к творчеству, к преобразованию знаний (свойственны также независимость мышления, чувствительность к деталям и решениям, фантазиям, воодушевление, богатство внутреннего мира, интуиция, цветные сны, эмоциональная нестабильность, социальная неадаптивность).

Обучаемость – способность к приобретению знаний (готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению).

Виды интеллекта:

· общий (IQ);

· вербально-лингвистический;

· логико-математический;

· визуально-пространственный (EQ);

· эмоциональный, творческий (П.Саловей, Дж.Маейр «Эмоциональный интеллект»);

· социальный (взаимодействие с людьми, понимание их и своих интересов, потребностей, личностных особенностей, эмоций).

Подходы к проблеме творческих способностей:

1. Творческих способностей,  как таковых, нет.        

Главную роль в творчестве играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Маслоу, Д. Богоявленская) – креативный тип личности

2. Высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стенберг).

3. Творческие способности (креативность) являются самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, П. Торренс – «теория интеллектуального порога»). Если интеллект выше среднего, за креативность и интеллект отвечают разные факторы.

Личностные черты, присущие творческим людям:

· независимость;

· открытость ума;

· высокая толерантность к неопределенным ситуациям;

· развитое эстетическое чувство;

· самоуважение;

· развитая подсознательная сфера;

· доминирует чувство радости в противовес чувству страха;

· склонность к риску;

· нейротизм (переживание негативных эмоций).

Соотношение креативности и интеллекта:

· креативность > интеллекта: чувство неполноценности, неудовлетворенности собой, тревожность, невротичность, плохая адаптированность;

· интеллект > креативности: стремление к внешнему успеху, достижениям, одобрению, благополучию;

· высокий уровень интеллекта и креативности: активность, самодостаточность, независимость, эмоциональная уравновешенность, успешность;

· низкий уровень интеллекта и креативности: психологическая защита, гипертрофированная социальная активность, неадекватность самооценки.

Предикативное мышление (в сторону от объекта) сложно отличить от абдукции (общие свойства объекта), иногда эти понятия размываются и сливаются.

Коэффициент интеллекта (IQ) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

· КОТ - Краткий Ориентировочный Тест;

· тест на IQ Айзенка;

· шкалы Д. Векслера;

· прогрессивные матрицы Равена (подставление в таблицу нужного, не хватающего объекта)

Измерение креативности (тесты П. Торренса):

· вербальные тесты:

o спросить и угадать;

o усовершенствование игрушки;

o необычное использование (к примеру, кирпича);

o невероятные ситуации;

· невербальные тесты:

o нарисуй картинку;

o незавершенные фигуры;

o повторяющиеся фигуры.

Показатели креативности:

· беглость;

· гибкость (количество предложенных вариантов);

· оригинальность;

· разработанность (детали).

Факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

· стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска;

· конформизм, неспособность противостоять давлению других;

· неодобрение исследования, воображения, фантазии;

· жёсткие гендерные стереотипы;

· дифференциация игры и учения («учение – это тяжкий труд»);

· готовность к изменению точки зрения, собственного мнения;

· преклонение перед авторитетами;

· важно выйти за пределы разума, т.к. мы сами вносим в творчество несуществующие ограничения.

Развитие мышления есть развитие обобщений.

Виды обобщений (Л.С.Выготский):

· синкрет (по общим признакам);

· комплекс (на основе неустойчивых и несущественных признаков; пример – числа 12, 13, 23 сходны с друг другом, но не все меж собой);

· предпонятие (этап развития: по способу формирования ещё комплекс, по уровню восприятия уже понятие);

· понятие (сильные признаки).

Женевская школа генетической эпистемологии (Жан Пиаже):

· Речь и мышление ребенка (1923);

· Суждение и рассуждение ребенка (1924);

· Представление о мире ребенка (1926);

· Происхождение детского интеллекта (1936);

· Конструирование ребенком реальности (1937);

· Психология интеллекта (1946).

«Спроси психолога, чем он занимается, и будут ясны его особенности»

Методы:

· метод клинической беседы:

o качественный анализ;

o анализ отдельных случаев;

o нестандартизированность;

o анализ процессов, лежащих за ответами детей;

· метод наблюдения за манипуляциями детей с предметами;

· задачи Пиаже – специально организованные экспериментальные процедуры.

Педология – наука о возникновении знания у ребёнка. Ребёнок склонен видеть мир, каким он предстает в его восприятии (нет разницы, что ребёнок видит, а что представляет). В этом заключается противоречивость мышления ребенка. За его ответами на разнообразные вопросы и задачи лежат способы размышления.

Открытие эгоцентризма:

· представления ребенка о мире:

o интеллектуальный реализм;

o анимизм (наделение неживых предметах свойствами живого: все живое => все, что движется, живое => все, что спонтанно движется, живое => разделение живого и неживого);

o артифициализм / артификализм (природные явления являются продуктами человеческой деятельности);

· логика ребенка:

o трудность определения относительных понятий;

o нечувствительность к противоречию;

o рядоположенность деталей (нет причинно-следственной связи, неспособность выделить общее и частное);

o синкретизм («бессвязная связность» явлений и вещей);

o трансдукция (переход от одного частного к другому, пропуская общее);

· моральные суждения ребенка:

o моральный реализм (суждение не по мотиву (ребёнок его не видит), а по результату (ребёнок его видит)).

Когнитивный эгоцентризм – скрытая умственная позиция, состоящая в том, что ребенок рассматривает мир только со своей точки зрения. Ребёнок не знает, что есть другие точки зрения, так как своя точка зрения абсолютна.

o тест «Три горы» - ребёнок считает, что все видят с того ракурса, как и он;

o ребёнок не видит, и для него это значит, что все не видят, закрыл глаза – спрятался.

Особенности речи ребёнка:

· эгоцентрическая речь (доля у детей 3-7 лет – 45%, к 7 годам исчезает):

o эхолалия (повторение слов или слогов за взрослым);

o монолог (разговор в комнате для себя, с самим собой);

o коллективный монолог (говорит для себя в присутствии других, не заботит их реакция);

· социализированная речь:

o информация;

o критика;

o просьба;

o вопрос;

o ответ;

o угроза;

o приказ; 

Речь и мышление: внеречевое аутистическое мышление => эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление => социализированная речь и логическое мышление.

Пиаже vs Выготский:

· Ж.Пиаже: эгоцентрическая речь (отражение своей точки зрения) => социализированная речь (рассмотрение только лингвистического аспекта);

· Л.С.Выготский: социальная речь => коммуникативная и эгоцентрическая речь («речь для себя») => внутренняя речь (эгоцентризм не всегда исходит от речи, она может отражаться и развиваться другим путём)

Коммуникативная речь – средство общения, внутренняя – регулирование и планирование мышления, эгоцентрическая – переход от одного этапа к другому.

И речь, и интеллект исходят из практики.

Теория операционального развития интеллекта:

· развитие интеллекта – магистральная линия развития; системообразующий фактор психического развития ребенка;

· интеллект – это форма когнитивного аспекта поведения, функциональное назначение которого в организации взаимодействия человека со средой. Такая организация опыта и общения со средой происходит посредством схем;

· схемы:

o сенсомоторные (отработанные действия, пример – движение хватания ребёнка как взаимодействие с миром);

o когнитивные (структуры для обработки опыта, как понятия);

· интеллект – это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство (равновесие) процесса ассимиляции и процесса аккомодации;

· ассимиляция - включение нового объекта (новой информации) в уже сложившиеся схемы (уравновешивание процессов);

· аккомодация – изменение, приспособление существующих схем к новому объекту, к новой ситуации (выработка новых схем, конструирование новых структур при взаимодействии с объектами);

· суть интеллекта – в его деятельной природе. Исходный источник познания – взаимодействие субъекта с объектом;

· развитие интеллекта – это процесс интериоризации: переход внешних (сенсомоторных) действий во внутренний план и их преобразование в операции;

· операции – интериоризованные (умственные) действия, ставшие обратимыми, координированными и сгруппированными в системы.

«Мысль – сжатая форма действия»

Интеллект – особая форма взаимодействия между субъектом и объектом, специфическая деятельность, которая будучи производной от внешней предметной деятельности, предстает как совокупность интериоризованных операций, скоординированных между собой и образующих обратимые, устойчивые и одновременно подвижные целостные структуры; система операций, которая начинается от действий, формирующих его.

Стадиальность развития интеллекта:

1. Сенсомоторная стадия (0-2 года):

· познавательная задача – «покорение предмета» (П. Элкинд);

· психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта – представление ребенка о постоянном (инвариантном) объекте;

· поиск спрятанного объекта (не находит, даже если закрыли / спрятали при нём);

· появление элементов аккомодации, первичных навыков, целенаправленных действий, экспериментов, постоянства и обратимости, превращение действий в умственные;

2. Дооперациональная стадия (2-7 лет):

· познавательная задача – «покорение символа» (П. Элкинд);

· допонятийная / символическая (2-4 года):

o формирование семиотической (знаково-символической) функции мышления;

o семиотические средства:

§ отсроченная имитация;

§ игровой символ;

§ рисунок (случайный, неудавшийся, интеллектуальный, визуальный реализм);

§ умственный образ;

§ слово (речь);

· интуитивная (5-7 лет);

· отсроченная имитация, проверка с помощью телесных схем, рисунков и кукол;

3. Стадия конкретных операций (7-11 лет):

· познавательная задача – овладение классами, отношениями и количественными понятиями (П. Элкинд);

· логические операции:

o сериация;

o классификация;

o простые арифметические операции;

o способность решать задачи на сохранение;

o способность к транзитивным умозаключениям (если А<В, а В<С, то А<С).

4. Стадия формальных операций (12-15 лет):

· познавательная задача – «покорение мысли» (П. Элкинд);

· задачи Б. Инельдер: «Что влияет на скорость колебаний маятника?»

o длина подвеса;

o вес груза;

o высота, с которой маятник начинает свободные колебания;

o сила, приложенная к маятнику.

Особенности мышления:

· эгоцентризм;

· эгоцентрическая речь;

· анимизм;

· артифициализм;

· реализм;

· синкретизм;

· трансдукция;

· отсутствие иерархической классификации (неумение сравнивать класс и подкласс);

· центрация (фиксация на одном признаке);

· необратимость (невозможность выполнить обратную операцию, прослеживание изменений в уме);

· неумение прослеживать изменения (два печенья и две половинки печенья равны);

· децентрация – преодоление эгоцентризма:

o переход к объективности;

o переход к реципрокности (взаимность: есть моя и чужая точка зрения);

o переход к релятивизму (сравнение);

· обратимость в умственных действиях:

o правила обратимости:

§ правило идентичности (соотнесение того, что не противоречит точке зрения и опыту, либо если их не более двух (наглядно, мало свойств));

§ правило коррелятивности (компенсации) – сосуд уже, но воды столько же;

§ правило инверсии (отрицания);

· абстрактное мышление;

· гипотетическое мышление;

· способность к гипотетико-дедуктивным выводам;

· способность рассматривать все возможные комбинации решений задачи в рамках общей проблемы;

· иерархическая координация правил обратимости;

· достижение структуры формальных операций.

Структура конкретных операций:

· достижение структуры конкретных операций – переход от интуитивного мышления, в котором доминирует перцепция к логическому мышлению;

· психологический критерий – сохранение свойств объекта;

· появление системы, причинно-следственной связи;

· решение задач на сохранение.

  Задачи на сохранение, разработанные Ж. Пиаже:

Пример: Если Саша ударит в бубен, то он поднимет шум. Допустим, Саша не бьёт в бубен. Поднял ли Саша шум? (неизвестно)

Личностный эгоцентризм в подростковом возрасте (Д.Элкинд):

· сфокусированность на себе и воображаемой аудитории (все думают и говорят обо мне);

· «воображаемая аудитория»;

· «персональный миф» (выделение себя, «только я такой во всём мире»).

Теория операционального развития интеллекта:

· открытие новых фактов, связанных с развитием интеллекта;

· открытие законов развития:

o закон перехода от общей эгоцентричности (или центрации) через децентрацию к объективной позиции в познании вещей, людей и самого себя;

o закон о стадиях интеллектуального развития ребенка;

· открытие механизмов интеллектуального развития ребенка: тенденция к равновесию между процессами ассимиляции и аккомодации организация опыта (структуры интеллекта).

В основе умственных явлений лежат начальные, усовершенствованные и раскритикованные, но действующие по той же схеме.

Экспериментальная критика концепции Ж. Пиаже: М.Дональдсон (спрятать куклу от полицейских за стеной, хотя он сам её видит); вывод – дети раньше преодолевают эгоцентризм, но прятки понятны раньше из жизненного опыта.

Когнитивное развитие:

 

Преподаватель – Каширская Екатерина Владимировна, 8(929)550-25-10, ek.kashirskaya@gmail.com

Вопросы к семинару:

1) Особенности психологии как науки. Сходство и отличие психологии от других наук.

Психология находится в особом положении потому, что в ней сливаются объект и субъект познания. Основными задачами научной психологии являются: описание, объяснение, прогнозирование и конструирование (создание, формирование) психических феноменов. Это позволяет нам сконцентрировать внимание на главном аспекте научной формы освоения психологической действительности, который отличает ее от других культурных форм познания психологических свойств и состояний человека. Оно устанавливает глубинный, не подверженный изменению смысл научной деятельности, тогда как конкретные познавательные и исследовательские стратегии могут значительно различаться.

2) Сравнение житейской, художественной и научной форм психологического знания.

Обыденное (житейское) знание о психике приобретается сообществом людей стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно кристаллизуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений, составляющих «народную мудрость».

Художественное психологическое знание базируется на уникальном авторском взгляде. Оно существует в форме произведений искусства, где в образном, эмоционально насыщенном описании единичного художник стремится говорить об универсальной сущности человеческой природы.

Научное знание возникает в результате систематического применения научных методов познания. Причем способ получения знания представляет собой его неотъемлемую часть. Научная психология исследует и объясняет как явные, широко распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни феномены и ситуации, стремится быть зафиксированным в системе четких, однозначно понимаемых ученых понятий, передается через социально нормированные технологии.

3) Научная психология и практика.

Научная психология, как и другая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Однако научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.

4) Место психологии в системе других наук.

Психология занимает центральное место в трех влиятельных современных классификациях наук. Психология представляет собой «связующее звено» между вершинами так называемого треугольника наук - социальной, естественной и философской.

5) Объект и предмет психологии. Характеристика основных отраслей психологии.

Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности, изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

6) Сферы проявления психической жизни человека. Различие между психическими явлениями и психологическими фактами.

Психическими мы называем те явления, которые производятся в акте взаимодействия отражаемого объективного мира и отражающего его субъекта. К психологическим фактам относятся компоненты субъективного мира человека, то есть переживаемые внутри него образы, мысли, воспоминания, мотивы, цели, интересы, чувства, достоверность существования которых устанавливается самим человеком.

7) Классификация методов психологического исследования.

Методы психологического исследования: научное наблюдение, корреляционное исследование (статистический анализ для определения коэффициента от -1 до 1), экспериментальный метод.

8) Наблюдение и его виды. Типичные ошибки наблюдения.

Наблюдение подразделяют на открытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают) и скрытое (когда испытуемый не знает о наблюдении); включенное (когда исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым) и стороннее; естественное (когда за человеком наблюдают в обычных для него условиях) и лабораторное (когда среда, в которой действует человек, специально организована наблюдателем); периодическое и однократное, сплошное и выборочное, структурированное и произвольное. Обсуждают метод самонаблюдения как особый тип наблюдения, отличный от интроспекции и заключающийся в своеобразном смешении позиций испытуемого и исследователя: наблюдать за собой, как за другим. Можно также выделить еще один дополнительный тип наблюдения — метанаблюдение (наблюдение за наблюдением). Ошибки наблюдения - необъективность и неоднозначность, контраст, первое впечатление, эффект снисхождения, галоэффект (обобщение, без деталей), эффект Розенталя, эффект хиндсайта (нечто кажущееся очевидным) + карта наблюдений, много экспериментаторов или скрытый метод

9) Виды психологического эксперимента. Ситуация эксперимента: личность экспериментатора и личность испытуемого.

Эксперимент может быть естественным, полевым или лабораторным; констатирующим (выявляющим уже сложившиеся структуры) или формирующим (предполагающим целенаправленное воздействие на испытуемого в целях выработки у него определенных качеств).

10) Тесты и их виды. Возможности и ограничения их применения.

Тест – стандартизованное психологическое испытание, в результате которого дается оценка свойств того или иного психического процесса или особенностей личности. Существенной характеристикой метода тестов является наличие «норм», с которыми производится сличение полученных показателей. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными. Выделяется также особый тип проективных тестов (например, чернильные пятна Роршаха, цветовой тест Люшера, Тематический апперцепционный тест). В проективных тестах испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал и по тому, каким образом испытуемые структурируют и интерпретируют его, делается вывод о неосознаваемых психологических тенденциях.

11) Беседа, анализ продуктов деятельности и другие методы психологии.

Промежуточное положение в классификации занимает ряд методов, в различной степени совмещающих в себе аспекты эксперимента и метода наблюдения. Сюда можно отнести психотехнические методы, метод беседы и психотерапевтические методы. Психотехнические методы и метод беседы при этом тяготеют к методам наблюдения, а психотерапевтические — к методу эксперимента.

12) Психологические знания в рамках учений о душе.

Психология – наука о душе или о психической жизни (термин введён в 1590 г., утвердился в 1732 г. – Х.Вольф «Рациональная психология»)

Появление психологических проблем в рамках философии:

- Античность: природа души, соотношение души и тела, смертность души, принципы познания, структура души, детерминация действий человека (Демокрит душа=тело; Платон душа НЕ тело, душа воздействует на тело; Аристотель душа не тело, но они сосуществуют вместе);

• душа – объяснительное понятие для жизненных явлений; психические (душевные) явления = непсихические (физиологические) процессы;

• учение о душе развивается в борьбе материалистического и идеалистического способов объяснения.

- Рене Декарт: критерий психического – непосредственная данность психических процессов сознанию.

13) Явления сознания как предмет психологии.

Психология как наука о явлениях сознания (XIX-XX вв.) – В.Вундт

Предмет психологии – непосредственный опыт (явления сознания: 32000 зрительных ощущений, 10000 слуховых).

14) Метод интроспекции: проблемы и трудности.

Метод психологии как науки о явлениях сознания – интроспекция, включённая в специально организованные экспериментальные процедуры. В психологии сознания метод интроспекции (букв. “смотрения внутрь”) был признан не только главным, но и единственным методом психологии. Появилась одна из самых сложных и запутанных проблем психологии - проблема самонаблюдения. Становилась все более очевидной бессмысленность “экспериментальной психологии”. Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в результатах. Результаты не совпадали, не только у различных авторов, но даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми. Больше того, зашатались основы психологии — элементы сознания. Психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы. Применение интроспекции стало обнаруживать нечувственные, или безобразные, элементы сознания. Среди них, например, “чистые” движения мысли, субъективизм, без которых, как оказалось, невозможно достоверно описать процесс мышления.

15) Направления критики экспериментальной психологии сознания.

Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин);

- критика за атомизм;

- предмет психологии – целостное феноменальное поле (совокупность переживаний в данный момент);

- гештальт – целостная форма, структура;

- первичность целостных форм, определяющих элементарные свойства и процессы;

- принципы организации восприятия.

2) Бихевиоризм (Д.Уотсон);

- предмет психологии – поведение;

- метод психологии – эксперимент;

- основная задача психологии – изучение процессов «научения»;

- осознанное, объективное, с учётом социального, культурного и исторического опыта;

- основная «формула»: S (стимул) => R (реакция).

3) Психоанализ – неосознаваемые процессы;

4) Культурно-историческая психология – высшие психические процессы.

16) Основные направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология, культурно-историческая психология.

Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Она охватывает практически все познавательные процессы - от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.

17) Общая характеристика чувственного познания.

18) Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность.

19) Классификация ощущений. Взаимодействие ощущений.

20) Чувствительность и ее измерение. Динамика чувствительности: адаптация и сенсибилизация.

21) Восприятие и его свойства. Принципы организации перцептивного образа.

22) Виды образов: образы памяти, воображения, эйдетические образы, фантомный образ, последовательный образ и др.

23) Сущность и функции внимания. Специфика внимания как психического процесса.

24) Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания.

25) Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание и их характеристика.

26) Феномены внимания.

27) Индивидуальные особенности внимания.

28) Память как сложный познавательный процесс. Функции памяти в индивидуальной жизнедеятельности.

29) Основные виды памяти. Сенсорная, кратковременная, долговременная память. Вербальная, образная, моторная и эмоциональная память.

30) Закономерности мнемических процессов. Закономерности непроизвольного и произвольного запоминания. Непосредственное и опосредствованное запоминание.    

31) Сохранение и забывание: феномены и закономерности. Воспроизведение и его формы. Узнавание, припоминание, воспоминание. Автобиографическая память. Забывание и его закономерности. Феномен реминисценции.

32) Причины, влияющие на продуктивность памяти. Индивидуальные особенности памяти. Феноменальная память.

33) Общая характеристика мышления. Процессуальный и мотивационно-эмоциональный компоненты мышления.

34) Мышление как процесс решения задач. Структура решения мыслительной задачи.

35) Характеристика операций мышления.

36) Ошибки в логических рассуждениях.

37) Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Рациональное (дискурсивное) и интуитивное мышление.

38) Мышление и речь.

39) Проблема творческого мышления. Креативность.

40) Стадии развития интеллекта: сенсомоторный интеллект, дооперациональный интеллект, стадия конкретных операций, стадия формальных операций (Ж. Пиаже). Эгоцентризм и его феномены.

Моя цель (в связи с будущей специальностью):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: