Мыслительные операции

Формы мышления

Мышление – высший познавательный процесс, социально обусловленный, возникает на основе практической деятельности, отражает связь и отношение между предметами.

Мышление начинается с проблемной ситуации (проблемная ситуация – конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть), на практике незримо присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Мышление – это обобщённое и опосредованное отражение человеком действительности в ее существующих связях и отношениях.

Обобщенное – результат переработки опыта не только отдельного человека, его современников, но и предшествующих поколений.

К опосредованному познанию человека прибегают в следующих случаях:

Ø неопосредствованное познание невозможно из-за наших анализаторов;

Ø неопосредствованное познание возможно, но не рационально.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах:

Ø понятий;

Ø суждений и умозаключений.

Понятие – форма мышления, отражающая свойства, связи и отношение предметов и явлений действительности, выраженная словом или группой слов.

Понятия различают:

Ø по степени отвлеченности: конкретные и абстрактные.

ü конкретные – представление чего-либо единичного во всем многообразии свойств и признаков. Например: стол, город, мебель.

ü абстрактные – понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например: справедливость, равенство, яркость, мудрость.

Ø по объему: единичные и общие.

ü единичные – обозначают какой-либо один предмет. Например: Енисей, Венера, Саратов.

ü общие – охватывают целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же название. Например: знание, болезнь, человек.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности, их свойствами и признаками.

Суждения образуются двумя способами:

Непосредственно – когда в них выражают то, что воспринимается.

Опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции и аналогии.

Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.

Дедукция – направленность мысли от общего к частному.

Аналогия – направленность мысли от частного к частному.

Мышление – процесс познания. Познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия, поэтому мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием и через чувственное познание мышление непосредственно связано с внешним миром.

В процессе мышления устанавливаются причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Поэтому мышление выступает как высший процесс познания, объединяющий всю деятельность человека.

 

 

Опыт №1.

Петровский, с.107.

Опыт №1 (стр. 107 Петровский)

 

Цель: исследование связей между логическим и чувственным познанием окружающего мира, а также процесса установления практично - следственных связей и отношений между объектами.

Оборудование: Иллюстрация «На реке».                             

                     Ход работы.

1. Работа группой.

2. Э. показывает картинку и предлагает И. ответить на следующие вопросы.

Ø вверх или вниз по течению идет пароход?

Ø какое время года изображено?

Ø глубока ли река в этом месте?

Ø далеко ли до пристани?

Ø на каком берегу находится пристань?

Ø какое время дня показал художник?

3. И. должен высказать мысли и доказать наличие связей, рассуждая  вслух.

        Выполнение работы.  

1. Вниз по течению (движение реки).

2. Ранняя осень (журавли, крона деревьев, снопы).

3. Мелко (матрос измеряет глубину фарватера).

4. Близко (группа пассажиров приготовилась сойти).     

5. На левом (стать лицом по течению, пассажиры выходят на эту сторону).

6. Конец дня (горят фонари, пастухи гонят стадо в селение).

          Обработка результатов.

1. Анализируются все высказывания И. в процессе осмысления картинки (количество связей между объектами, правильность аргументации, умозаключения, сделанные на основе имеющихся знаний).

2. Результаты оформляются в таблице.

3.Если И. безошибочно ответил на все 6 вопросов, правильно      аргументировал ответы, установив 9 связей между признаками, его ответ оценивается баллом 5. Если ответил на 4-5 вопросов - 4б.,                                                                  на 2-3 вопроса - 3б., меньше, чем на 2 вопросов - 2б.

Правильный ответ Ошибочный ответ Кол-во прав. связей Кол-во ошиб. связей Баллы.
1 - -1   1

5 балла

2 1   2  
3 - -1   1

8 связей

4 1   1  
5 1   2  
6 1   3  

 

Вывод: В ходе опыта мы исследовали связи между чувственным и логическим познанием. Испытуемый правильно аргументировал ответы, установив 8 связей между признаками. Ответ оценивается баллом 5, что свидетельствует о хорошо развитом познании, как чувственного, так и логического.

Мыслительные операции.

Для  выявления объективных отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями, в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач, человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает, классифицирует.

Суть основных мыслительных операций.

Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составные элементы.

Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру.

Сравнение – неразрывное единство анализа и синтеза, связанное с нахождением общего и различного в предметах и ведущая к обобщению.

Обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходств.

Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности, как самостоятельные, не существуют.

Конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.

Систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции мышления являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (раскрытие все более существенных связей и отношений).

Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами, так как мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: