Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий».
Вводное замечание.
Сравнивая понятия между собой испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков (смысловая сторона языка) и отбирает наиболее устойчивые характерные признаки: отдифференцирует «однополевые» пары от «разнополевых» (несопоставимых).
Цель: изучить особенности операции сравнения на уровне понятийного мышления.
Оборудование: пары понятий.
Ход работы.
- Э. дает 22 пары понятий и просит указать общие существенные признаки Работа группой.
- для сравниваемых пар понятий. (Э. не требует обязательно найти для всех пар общие признаки.)
- Э. регистрирует время выполнения эксперимента для определения индивидуальных и групповых временных особенностей.
Выполнение работы.
№ | Слова | Общие признаки. |
1 | Утро – вечер. | время суток + |
2 | Корова – лошадь | домашние животные + |
3 | Лётчик – танкист. | военная профессия + |
4 | Река – птица. | -- |
5 | Дождь – снег. | атмосферная погода, осадки + |
6 | Маленькая девочка – большая кукла. | внешние сходство - |
7 | Обман – ошибка. | искажение действительности + |
8 | Волк – луна. | -- |
9 | Ботинок – карандаш. | -- |
10 | Золото – серебро. | драгоценные металлы + |
11 | Молоко – вода. | жидкость для питья + |
12 | Сани – телега. | средство передвижения + |
13 | Очки – деньги. | -- |
14 | Озеро – река. | естественные водоемы. + |
15 | Поезд – самолёт. | средство передвижения + |
16 | Стакан – петух. | -- |
17 | Ось – оса. | -- |
18 | Яблоко – вишня. | Фрукты + |
19 | Лыжи – коньки. | спорт. зимний инвентарь. + |
20 | Красный – зеленый. | цвет + |
21 | Ворона – воробей. | птицы + |
22 | Ветер – соль. | -- |
|
|
Обработка результатов.
1. Обсуждаются выделенные признаки (при необходимости указывается более простое и рациональное решение задачи).
2. Правильные ответы по однополевым парам оцениваются в балах, результаты суммируются.
Критерий оценок.
Ø 10-15 баллов - норма (хорошее умение выделять общее, существенное)
Ø 10 и ниже - низкий результат недостаточное умение выделять общее, существенное.
Ø если И. не видит различий и находит общие признаки у любых пар - обладает хорошей фантазией, склонностью к воображению, резонерским, демогогическим рассуждениям.
Вывод: У И. операция сравнения развита в норме т.к. результат соответствует 13б. И. обладает хорошей фантазией, склонен к творческому воображению и мышлению, к резонерским и демогогическим рассуждениям (дополнительно имеет 6 баллов).
Опыт №3 (стр. 108 Петровский)
Цель: Исследование процесса сравнения понятия.
Оборудование: пары понятий.
|
|
1. Муха – птица
Кошка – собака
Слон – мышь.
2. Трамвай – автобус.
Барабан – скрипка.
Животное – растение.
Ход работы.
1. Работа в парах.
2. Э. называет И. два объекта и предлагает сравнить их, т.е. указать черты сходства и различия.
3. И. должен как можно больше найти таких черт.
Выполнение работы.
Протокол.
Ф.И.О. Олейникова В.Н. Возраст 18 лет.
Дата: 10.09.03 Время 12 00
Пары слов. | Сходство | Различия | Баллы. | |||||
Размер, цвет, форма. | Функ-е сходство | Родовое понятие. | Размер, цвет | Функ-е различие | родовое понятие | |||
Муха птица | - + - | + | - | + - + | - | + | +5 -5 | |
Кошка собака | + + + | - | + | + + + | + | - | +8 -2 | |
Слон мышь | - + - | - | - | + + + | + | + | +6 -2 | |
Обработка результатов.
Подсчитывается количество признаков, указывающих на сходство и отличие сравниваемых объектов.
Критерий оценок.
19-20 и выше – 5 баллов (высокий уровень).
10-18 – 4 балла (выше среднего).
6-9 – 3 балла (средний уровень).
Вывод: У И. высокий уровень процесса сравнивания понятий (19 баллов).
Опыт №4 (стр. 160 Крылов)
Цель: исследование операций обобщения, определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего».
Оборудование: набор близких по смыслу понятий.
Ход работы.
1. Работа группой.
2. Э. предлагает 12 наборов близких по смыслу понятий.
3. И. в каждой строке отбирается только 2 слова наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками.
Выполнение работы.
Ø Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты .) 2балла.
Ø Чтение ( глаза, книга, картина, печать, слова) 0баллов.
Ø Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) 2балла.
Ø Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены) 2балла.
Ø Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) 1балл.
Ø Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.) 2балла.
Ø Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево) 2балла.
Ø Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага) 2балла.
Ø Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила) 2балла.
Ø Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать) 2балла.
Ø Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор) 1балл.
Ø Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст) 2балла.
Ø Общая сумма 20 баллов.
Обработка результатов.
1. Испытуемые сравнивают свои ответы с правильными.
2. Правильно выбранные слова – 2 балла, одно слово - 1б, ни одного – 0б.
3. Результаты суммируются.
Критерий оценок.
0 – 6б низкий уровень
7 – 9б ниже среднего.
10-14 средний.
15-19 выше среднего
20-24 высокий уровень.
Вывод: У И. в результате исследований выявлен высокий уровень операций обобщения, что свидетельствует об умении И. сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.
Основные пути формирования понятий.
Понятие – форма мышления, отражающая свойства, связи и отношение предметов и явлений действительности.
В формировании понятий существует несколько ступеней.
1.Формирование понятия неоформленного и неупорядоченного множества, определяемого без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими его частями (опыт №2).
2.Охватывает разнообразные в функциональном и структурном отношении типы мышления, при котором формируются не только субъективные связи, но и объективные, действительно существующие между предметами. В основе лежит не только абстрактное и логическое, но и конкретная фактическая связь (опыт№3).
|
|
3.Комплексное обобщение элементов формирования понятий в истинном смысле, т.е. формирование связи по основным существенным признакам (опыт №4).
При изучении формирования понятий используют также методику Выготского-Сахарова (стр.153, Крылов).
Упражнение «Словарный субтест» Векслера (стр. 173, Крылов).
Цель: изучить особенности развития понятийного аппарата.
Оборудование: различные слова.
Ход работы:
- Работа группой.
- Э. зачитывает слово, испытуемый определяет его значение.
Выполнение работы.
1. Кровать – мебель для сна.
2. Корабль – средство передвижения по воде.
3. Деньги -
4. Зима -
5. Ремонт -
6. Завтрак -
7. Деталь -
8. Здание -
9. Жалость -
10. Собрание -
11. Храм -
12. Приговор -
13. Фабрика -
14. Пещера -
15. Раскаивание -
16. Осязаемый -
17. Зловещий -
18. Обозначенный -