Опыт №2 (стр. 158 Крылов)

Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий».

Вводное замечание.

Сравнивая понятия между собой испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков (смысловая сторона языка) и отбирает наиболее устойчивые характерные признаки: отдифференцирует «однополевые» пары от «разнополевых» (несопоставимых).

Цель: изучить особенности операции сравнения на уровне понятийного мышления.

  Оборудование: пары понятий.

 

  Ход работы.

  1. Э. дает 22 пары понятий и просит указать общие существенные признаки Работа группой.
  2. для сравниваемых пар понятий. (Э. не требует обязательно найти для всех пар общие признаки.)
  3.  Э. регистрирует время выполнения эксперимента для определения индивидуальных и групповых временных особенностей.

 

Выполнение работы.

 

Слова Общие признаки.
1 Утро – вечер. время суток +
2  Корова – лошадь домашние животные +
3  Лётчик – танкист. военная профессия +
4  Река – птица.  --
5  Дождь – снег.  атмосферная погода, осадки +
6  Маленькая девочка – большая кукла. внешние сходство -
7  Обман – ошибка.  искажение действительности +
8  Волк – луна.  --
9 Ботинок – карандаш.  --
10  Золото – серебро. драгоценные металлы +
11  Молоко – вода. жидкость для питья +
12  Сани – телега. средство передвижения +
13  Очки – деньги.  --
14  Озеро – река.  естественные водоемы. +
15  Поезд – самолёт. средство передвижения +
16  Стакан – петух. --
17  Ось – оса. --
18  Яблоко – вишня. Фрукты +
19  Лыжи – коньки.  спорт. зимний инвентарь. +
20  Красный – зеленый. цвет +
21  Ворона – воробей. птицы +
22  Ветер – соль. --

 

Обработка результатов.

1. Обсуждаются выделенные признаки (при необходимости указывается более простое и рациональное решение задачи).

2. Правильные ответы по однополевым парам оцениваются в балах, результаты суммируются.

Критерий оценок.

Ø 10-15 баллов - норма (хорошее умение выделять общее, существенное)

Ø 10 и ниже - низкий результат недостаточное умение выделять общее, существенное.

Ø если И. не видит различий и находит общие признаки у любых пар - обладает хорошей фантазией, склонностью к воображению, резонерским, демогогическим рассуждениям.

 

Вывод: У И. операция сравнения развита в норме т.к. результат соответствует 13б. И. обладает хорошей фантазией, склонен к творческому воображению и мышлению, к резонерским и демогогическим рассуждениям (дополнительно имеет 6 баллов).

 

Опыт №3 (стр. 108 Петровский)

Цель: Исследование процесса сравнения понятия.

Оборудование: пары понятий.

                             1. Муха – птица          

                                  Кошка – собака

                                  Слон – мышь.

                              2. Трамвай – автобус.

                                  Барабан – скрипка.

                                 Животное – растение.

Ход работы.

1. Работа в парах.

2. Э. называет И. два объекта и предлагает сравнить их, т.е. указать черты сходства и различия.

3. И. должен как можно больше найти таких черт.

Выполнение работы.

Протокол.

Ф.И.О. Олейникова В.Н.                              Возраст 18 лет.

Дата: 10.09.03                                                Время 12 00

Пары

слов.

              Сходство

           Различия

Баллы.

Размер, цвет, форма. Функ-е сходство

Родовое понятие.

Размер, цвет Функ-е различие родовое понятие
Муха птица - + -

+

- + - + - + +5  -5
Кошка собака + + +

-

+ + + + + - +8   -2
Слон мышь - + -

-

 - + + + + + +6  -2
                 

 

Обработка результатов.

Подсчитывается количество признаков, указывающих на сходство и отличие сравниваемых объектов.

Критерий оценок.

19-20 и выше – 5 баллов (высокий уровень).

10-18 – 4 балла (выше среднего).

6-9 – 3 балла (средний уровень).

Вывод: У И. высокий уровень процесса сравнивания понятий (19 баллов).

 

Опыт №4 (стр. 160 Крылов)

Цель: исследование операций обобщения, определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего».

Оборудование: набор близких по смыслу понятий.

Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Э. предлагает 12 наборов близких по смыслу понятий.

3.  И. в каждой строке отбирается только 2 слова наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками.

 

 

Выполнение работы.

Ø Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты .)    2балла.

Ø Чтение ( глаза, книга, картина, печать, слова) 0баллов.

Ø Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) 2балла.

Ø Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены) 2балла.

Ø Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) 1балл.

Ø Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.) 2балла.

Ø Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево) 2балла.

Ø Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага) 2балла.

Ø Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила) 2балла.

Ø Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать) 2балла.

Ø Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор) 1балл.

Ø Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст) 2балла. 

Ø                                                                                       Общая сумма 20 баллов.

 

Обработка результатов.

1. Испытуемые сравнивают свои ответы с правильными.

2. Правильно выбранные слова – 2 балла, одно слово - 1б, ни одного – 0б.

3. Результаты суммируются.

Критерий оценок.

0 – 6б низкий уровень

7 – 9б ниже среднего.

10-14 средний.

15-19 выше среднего

20-24 высокий уровень.

 Вывод: У И. в результате исследований выявлен высокий уровень операций обобщения, что свидетельствует об умении И. сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

 

Основные пути формирования понятий.

 

Понятие – форма мышления, отражающая свойства, связи и отношение предметов и явлений действительности.

В формировании понятий существует несколько ступеней.

1.Формирование понятия неоформленного и неупорядоченного множества, определяемого без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими его частями (опыт №2).

2.Охватывает разнообразные в функциональном и структурном отношении типы мышления, при котором формируются не только субъективные связи, но и объективные, действительно существующие между предметами. В основе лежит не только абстрактное и логическое, но и конкретная фактическая связь (опыт№3).

3.Комплексное обобщение элементов формирования понятий в истинном смысле, т.е. формирование связи по основным существенным признакам (опыт №4).

При изучении формирования понятий используют также методику Выготского-Сахарова (стр.153, Крылов).

 

 Упражнение «Словарный субтест» Векслера (стр. 173, Крылов).

Цель: изучить особенности развития понятийного аппарата.

Оборудование: различные слова.

Ход работы:

  1. Работа группой.
  2. Э. зачитывает слово, испытуемый определяет его значение.

                      Выполнение работы.

1. Кровать – мебель для сна.

2. Корабль – средство передвижения по воде.

3. Деньги -

4. Зима -

5. Ремонт -

6. Завтрак -

7. Деталь -

8. Здание -

9. Жалость -

10. Собрание -

11. Храм -

12. Приговор -

13. Фабрика -

14. Пещера -

15. Раскаивание -

16.  Осязаемый -

17.  Зловещий -

18.  Обозначенный -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: