Психосоматический анамнез

Цель психосоматического анамнеза состоит в том, чтобы привести неосмысленные больным соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни. При этом констатируются временные и понятные связи между появлением соматических нарушений и изменениями внешней или внутренней ситуации в жизни больного.

Если нет временных и понятных связей соматических нарушений с изменениями внешней и внутренней ситуации, то психосоматическое расстройство следует ставить под сомнение.

Если такие связи устанавливаются, следующим этапом будет прояснение понимания пациентом значимости для развития расстройства тех жизненных ситуаций, которые происходили в связи с конфликтами и кризами.

Решающим для понимания внутренних конфликтов и внешних психосоматических связей является вопрос о жизненной ситуации к моменту начала расстройства. Нужно получить ясное понимание пациентом: «Что произошло в его жизни, когда это случилось? Что в то время появилось нового в жизни, кто появился в его жизни и кто ушел из нее?». Это вопрос о «провалах» в судьбе, о ситуациях успехов и неудач, об изменениях в служебной деятельности, решении жилищных проблем и др. Пациент должен при этом вызывать у себя воспоминания в форме свободных ассоциаций.

Сбор психосоматического анамнеза обычно проводится в форме диагностической беседы и имеет отчасти характер провокации. Врач подбадривает пациента, задает откровенные вопросы, которые наталкивают его на ответы, но не фиксирует на них внимание, давая лишь направление для размышления. При этом необходимо отказаться от представления, что пациент все о себе знает. Беседа должна вести его к созданию новых представлений даже из несовпадающих сообщений. Больной должен быть критичным и открытым в отношении своих воспоминаний, новых ассоциаций и взглядов, тогда они могут стать плодотворными.

Современная врачебная практика диктует необходимость находить время и место для сбора психосоматического анамнеза. Пациент будет активно говорить и размышлять, если почувствует, что врач его внимательно слушает, что врач думает о нем, что сказанное им имеет значение и что врач готов принять сообщение для «участливого наблюдения». Это означает, что врач принимает участие, но сохраняет определенную дистанцию. При этом принимаются во внимание словесные выражения пациента, последовательность изложения, перерывы и паузы. Для преодоления субъективизма принимаемых диагностических решений, врач должен не только чувствовать, как к нему относится пациент, но и регистрировать и определять свои собственные осознанные или неосознанные, в том числе и эмоциональные, реакции на сведения, сообщаемые пациентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: