Характеристика рыночного ценообразования
Определение спроса:
С п р о с- это возможность и способность покупателей приобретать товары по определенной цене на рынке.
Различают индивидуальный и рыночный спрос:
индивидуальный спрос – возможность и способность отдельного покупателя приобретать товары по определенной цене;
рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов на данный товар.
Данное определение предполагает, что спрос может рассматриваться с качественной и количественной стороны. Категория спроса в качественной смысле отражает состояние покупателей заплатить за товары и услуги по тем ценам, которые сложились на рынке. Количественная сторона спроса отражается в величине спроса (объеме спроса).
Как величина спрос имеет три состояния:
потенциальный спрос – те денежные средства, которые покупатель предназначает для покупок (например, заработная плата за минусом долгов прошлого периода, оплаты коммунальных услуг, взятого кредита и т.п. расходов);
|
|
фактический спрос – те денежные средства, которые покупатель предъявляет рынку в данный момент времени (например, заработная плата, предназначенная для покупок, делится на 30 дней, и, соответственно, в данный день рынку предъявляется 1/30 суммы для покупок);
реализованный спрос – денежные средства, затраченные покупателем на покупки в данный момент времени.
Для ситуации, когда на рынке действует множество покупателей и продавцов, вступающих в отношения по поводу однородного товара, экономистами открыт закон спроса.
Определение закона спроса:
Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем меньше цена на товар, тем больше величина спроса на него.
Данный закон действует при прочих равных условиях: постоянная мода, неизменные доходы, нейтральные ценовые ожидания покупателей, нет сопряженных товаров.
Р (цена)
Р2
Р1
D
Q (количество
Q2 Q1 товаров)