К неценовым факторам предложения относятся:
· цена на ресурсы (если цена на ресурсы возрастает, то предложение уменьшается и наоборот);
· налоги (чем выше налоги, тем больше затраты предприятия и меньше предложение, и, наоборот, чем меньше налоги, тем больше предложение);
· дотации (отрицательные налоги) - чем больше дотации, тем больше предложение, и, наоборот;
· изменение технологии (улучшение технологии производства товаров ведет к снижению удельных затрат на продукцию и к увеличению предложения, а ухудшение технологий, наоборот, к снижению предложения);
· ценовые ожидания производителей (если производители ожидают
повышения цен в будущем периоде, то в текущем периоде предложение уменьшается, и наоборот).
Все неценовые факторы смещают кривую предложения: позитивные факторы смещают кривую вправо, негативные - влево (см. Рис.5.4).
Р S1 S0 S2
|
|
«-» «+»
Рconst
Q
0 Q1 Q0 Q2
Рис.5.4. Действие неценовых факторов на предложение.
Неценовые факторы действуют, как и закон предложения, в условиях свободной конкуренции.
Спрос и предложение: определение рыночной цены.
Когда на рынке действуют одновременно спрос и предложение, то тогда формируется рыночная цена.
Определение:
Рыночная цена – цена товара, когда величина спроса равна величине предложения.
Другими словами, рыночная цена – всегда равновесная цена на рынке (см.Рис.5.5). Если на рынке установить цену выше равновесной, то такая ситуация называется перепроизводство, или излишек на рынке. В этом случае продавцы стремятся сократить предложение товаров, а покупатели наращивают покупки дешевых товаров. В результате этих процессов цена снова устанавливается как равновесная.
Р
D S
Р2
РB B
|
|
P1
0 QB Q