Рис.5.3. Кривая предложения

К неценовым факторам предложения относятся:

· цена на ресурсы (если цена на ресурсы возрастает, то предложение уменьшается и наоборот);

· налоги (чем выше налоги, тем больше затраты предприятия и меньше предложе­ние, и, наоборот, чем меньше налоги, тем больше предложение);

· дотации (отрицательные налоги) - чем больше дотации, тем больше предложе­ние, и, наоборот;

· изменение технологии (улучшение технологии производства товаров ведет к снижению удельных затрат на продукцию и к увеличению предложения, а ухудшение технологий, наоборот, к снижению предложения);

· ценовые ожидания производителей (если производители ожидают

повы­шения цен в будущем периоде, то в текущем периоде предложение уменьшается, и наоборот).

Все неценовые факторы смещают кривую предложения: позитивные факторы смещают кривую вправо, негативные - влево (см. Рис.5.4).

 

                        Р                           S1                   S0          S2


                                                                                                  

                                                                 «-»   «+»

                                                                 

                     Рconst 

                                                                               

 

                                                                       Q

0                              Q1                Q0               Q2

 


Рис.5.4. Действие неценовых факторов на предложение.

Неценовые факторы действуют, как и закон предложения, в условиях свобод­ной конкуренции.

 

Спрос и предложение: определение рыночной цены.

Когда на рынке действуют одновременно спрос и предложение, то тогда формируется рыночная цена.

Определение:

Рыночная цена – цена товара, когда величина спроса равна величине предложения.

Другими словами, рыночная цена – всегда равновесная цена на рынке (см.Рис.5.5). Если на рынке установить цену выше равновесной, то такая ситуация называется перепроизводство, или излишек на рынке. В этом случае продавцы стремятся сократить предложение товаров, а покупатели наращивают покупки дешевых товаров. В результате этих процессов цена снова устанавливается как равновесная.

                        Р            


                                              D                        S

                      Р2

 

                     

                     РB                                   B   

                                                                               

                     P1 

                             

 

0                          QB                                 Q

                   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: