Рис.5.1. Кривая спроса

График закона спроса называют кривой (линией) спроса (см. Рис.5.1). Хотя зависимость на графике на рис.5.1 показана обратная, правильнее было бы поменять местами оси цены и объема покупок, но так уже принято практически во всех учебниках. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как закон спроса пока­зывает обратную зависимость между ценой и объемом спроса на один вид то­вара.

С действием закона спроса связано действие двух эффектов: эффекта замещения и эффекта дохода.

Определение эффекта замещения:

При росте цены на данный товар покупатель стремится приобрести ана­логичный, но более дешевый товар.

Определение эффекта дохода:

При росте цены на данный товар покупатель теряет в своем доходе, ес­ли доход будет измеряться через количество данного товара.

В самом законе спроса и в эффектах, связанных с его действием речь идет о зависимости между ценой и величиной (объемом) спроса. Степень влияния эффекта замещения и эффекта дохода на объем спроса зависит и от потребителя, и от товара. Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться в незначительной степени, если у потребителя сформировались устойчивые вкусы, которые он не желает изменять, если у данного товара нет заменителей, либо при достаточном уровне потребления товаров первой необходимости и при прежних ценах. Эффект дохода будет действовать в меньшей степени у более богатых потребителей при покупке сравнительно дешевых товаров.

Ценовые факторы действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Для большинства товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении, вызывая больший объем покупок при снижении цены на товар. Но существуют ситуации, когда их действие может быть разнонаправленным.

Например, в условиях неразвитого рынка или в кризисном его состоянии повышение цен на относительно дешевые товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя, может привести в действие эффект Гиффена. Бедные домашние хозяйства будут вынуждены вообще отказаться от более дорогих и качественных товаров, и, чтобы удовлетворить наиболее насущные потребности, будут больше приобретать этих подорожавших товаров, которые все же остаются относительно дешевыми. Например, при повышении цены хлеба или картофеля, беднейшие слои населения откажутся не от их потребления, а сократят покупки более дорогих продуктов питания, таких как мясо, фрукты и т.п. Кривая спроса в данном случае будет иметь положительный наклон. Эффект дохода перевешивает эффект замещения. Такие товары получили название товаров Гиффена, по имени английского экономиста Роберта Гиффена, обнаружившего и обосновавшего подобные ситуации.

Другая ситуация - эффект Веблена, или «демонстративное потребление». Товары Веблена - это прежде всего престижные товары, от приобретения которых некоторые потребители отказываются именно потому, что они стали доступными для других слоев населения. И, наоборот, спрос со стороны таких потребителей на дорогие эксклюзивные товары может даже возрасти при повышении их цен, если основной целью их приобретения являются соображения престижа, демонстрации достигнутого уровня и качества жизни.

 

Характеристика действия неценовых факторов спроса

Определение неценовых факторов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: