Философы Милетской школы

Фалес Милетский. ученый, политик, философ из знатного рода. Предсказал затмение, есть своя теорема Фалеса. Тезис – вода есть начало всего. Семена и зерна всего сущего имеют влажную природу, значит высыхание есть смерть. Всё начинается в воде и всё в ней заканчивается.

Анаксимандр Милетский.  АРХЭ- апейрон, безмерный. Не имеет границ и потому есть «беспредельное». Не имеет границ, качеств.

Анаксимен Милетский. АРХЭ- воздух, «Воздух» для Анаксимена — дыхание (πνεῦμα), обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. Воздух – самая подвижная среда, т.к. может сгущаться и разряжаться. охлаждаясь превращается в воду, нагреваясь в огонь.

Философия Гераклита Эфесского.

Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520–460 гг. до н. э.). «Все существующее, – учил он, – постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга ». (не надо читать).

Гераклит из Эфеса из царского рода. Но жил отшельником, одобрял демократию.

Два прозвища: Плачущий и Тёмный. Плачущий, т.к. не мог смотреть на людскую глупость, Тёмный,т.к. был замкнут, но в то же время за глубину мысли.

Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Логос постигается разумом, чувство обманчиво, а разум ведет нас к истине. Сравнивал мир с луком с натянутой тетивой, из чего рождается полёт стрелы. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».

Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

Известны общественно-правовые взгляды Гераклита, в частности его уважение к закону. «Народ должен сражаться за закон, как за городскую стену, а преступление следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления, – и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современниками и подвергалась уже в античности самой разнообразной критике

Пифагорейцы о душе, числе, космосе и обществе.

Уроженец острова Самос – один из известнейших древнегреческих философов – Пифагор (570-490 гг. до н. э.) был не только великим мыслителем, но и создателем первого в мире научного сообщества. Основанная им в Кротоне философская школа объединяла поддерживавших друг друга единомышленников, занимавшихся наукой и строивших собственные политические теории.

Роль числа в философии пифагорейцев. Пифагор увидел в числах нечто большее и провозгласил: «Всё есть число!». Именно поэтому современные исследователи считают Пифагора основателем теоретической математики. По мнению Пифагора, всё в мире определяется количественными соотношениями между явлениями и предметами. Число, являясь одновременно и чем-то абстрактным, и материальным, задаёт в мире некий порядок и определяет место каждой вещи. Именно благодаря этому, мир гармоничен и целостен. В пифагореизме число одновременно выступало и первоосновой, и ключевым элементом методологии – ведь именно через него можно описать мир, свойства вещей и даже какие-то нравственные качества. Пифагор обожествлял числа и наделял каждое из них своими смыслами. Так, например, единица – это начало любой вещи, а двойка – та же вещь, но уже наделённая какими-то качествами.

Понятие души в пифагореизме. До Пифагора в греческой философии и религии существовало убеждение, что душа человека является жизненной энергией, после смерти попадающей в мрачное царство Аида. Пифагор переосмыслил учение о душе. Сохранились его идеи о переселении душ (метемпсихозе). По мнению Пифагора, тело является лишь тюрьмой для души, которая после смерти физического тела находит новое. При этом между двумя перерождениями душа может находиться и в подземном мире. Поскольку души могут переселяться не только в человеческие тела, но и в тела животных, Пифагор и его ученики были приверженцами вегетарианства и выступали против кровавых жертвоприношений.

Космогонические теории пифагорейцев. Считается, что именно Пифагор был первым мыслителем, употребившим слово «космос» в современном значении, подразумевая под ним весь окружающий человека мир. Пифагорейцы учили, что космос это беспредельная пустота, в середине которой находится «огненная единица» (Солнце), порождающая все числа, явления и предметы. Вопреки древней традиции, Пифагор помещал Землю не в центр мира, а на его периферию. Это также дало ему основание выдвинуть теорию о множественности миров. Сам космос и все небесные тела, включая Землю, имеют шарообразную форму, поскольку из всех геометрических фигур шар наиболее гармоничен.

Учение пифагора было тайным, не разрешал ничего записывать. Он был против тирании, против демократии, против родовой аристократии (считал, что править должен тот, кто умеет), отрицал частную собственность.

Из наук почитались более всего астрономия, математика и музыка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: