Софисты придавали особенное значение человеческому слову

Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи и общении людей; но родилась она в среде философов, из диалектики — науки убеждения и доказательства, в известной в античном мире школе софистов. Софисты сформулировали основное требование к речи - цельность и логическая завершенность высказывания.

 Софисты допускали использование эристики, т. е. любых средств для достижения своей цели, для победы в споре.

Софисты пришли к взгляду на познание, состоящему из следующих четырех пунктов. Во-первых, они утверждали, что мы познаем истину только при помощи чувств, — этим они выражали свой сенсуализм. Затем они говорили, что нет всеобщей истины, поскольку истина для каждого своя, — в этом выражался их релятивизм. наше познание относительно, поскольку основывается на восприятии, но восприятие одной и той же вещи у разных людей бывает иным. (болезнь для больного зло, для врача благо).

Софизмы: то что ты не потерял, ты имеешь. ты не терял рога, следовательно, ты рогат.

Протагор  самый известный софист. Вся окруж. действительность определяется чувственным восприятием человека, следовательно, окруж. мир относителен, обьективное познание невозможно.

Горгий пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. «Ничего не существует. Если что-то существует, то оно не познаваемо. Если существует и познаваемо, но невыразимо и неизьяснимо».

Продик проявлял большой интерес к языку, был учителем спора. Основа его техники – синонимия, которую потом позаимствовал Сократ.

Сократ, его личность, метод и философские взгляды.

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля и повитухи. При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.

Не брал денег со своих учеников. контраст внешнего и внутреннего. Верил, что через сомнения можно прийти к истине. Сварливая жена ксантиппа была дана ему судьбой для того, чтобы закалялся его характер и точилось лезвие бритвы его слов. Слышал свой внутренний голос (даймоний), следовал ему. Иногда мог впадать во внутренний ступор, остановиться и долго думать.

Три особенности философии Сократа:

1. ее разговорный («диалектический») характер - утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. «Майевтика» – душа беременна истиной, человек должен сам сформулировать, родить истину с помощью повивальной бабки (т.е. Сократа) в процессе рассуждения.

2. определение понятий путем индукции (от частного к общему)

3. этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание».

Методы Сократа:

ДИАЛОГИ. Для Сократа же беседа это диалогическая форма обсуждения соответствующего предмета и поиска истины. В целом можно сказать, что диалоги Сократа — это и есть его Искусство беседы, по Сократу, требует исходить из того, что уже известно собеседнику, а не ошарашивать его сразу некой неизвестной ему и непонятной истиной. Поэтому следует путем наводящих вопросов выяснить границы знания и незнания собеседника, помочь ему "вспомнить" то, что известно его душе: ведь познание и есть воспоминание ("анамнесис") вечной души о том, что она знала еще до рождения данного человека.

ИРОНИЯ. Ирония Сократа - это помощь незнающему истину прийти к истине. Он как бы не понимает, что ему говорит собеседник, прикидывается простаком, приводит собеседника к апории (равноценности двух противоположных суждений), в которой утверждается невозможность очевидного, наглядно существующего, не вызывающего сомнения и общепринятого. Иными словами, ирония в данном случае служит тому, чтобы вывести ученика из состояния ложного «знания», а апория - это знак знания о своем незнании.

МАЙЕВТИКА. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога м/д собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.

ИНДУКЦИЯ. Индукция» Сократа—индукция устанавливает общее в частных добродетелях, путем их анализа и сравнения. Индукцией как методом восхождения от единичных примеров к общим определениям Сократ пользовался часто, причем настолько часто, что некоторые из его современников видели в этом забаву, считая примеры, к которым он обращался, недостойными внимания философа, чрезмерно банальными и не относящимися к существу дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: