Режим уязвимого ребенка

Основная цель терапии в отношении режима уязвимого ребенка - помочь пациентам лучше заботиться о собственных потребностях и уметь фокусироваться на них. Они должны освоить или активнее заниматься видами деятельности, которые способствуют реализации важных эмоциональных и социальных требований. Главная задача терапевта при работе с режимом уязвимого ребенка - валидировать его переживания, успокоить его и помочь переработать травму насилия и другой негативный опыт. Таким образом терапевт предлагает модель заботы об уязвимых детских частях личности (и заботы о себе в целом).

Режимы рассерженного/яростного ребенка

Эти режимы в ходе терапии следует «обнажать». Побуждайте пациентов вновь переживать гнев, и открыто говорить о нем. Гнев возникает, когда задеваются потребности пациента, поэтому в схема-терапии он рассматривается как важное чувство.

Рис. 4.1. Общие задачи лечения

Валидируйте и признавайте потребности, лежащие в основе «гневных» режимов, но помните, что пациент должен научиться выражать свои чувства более адекватными способами.

Режимы импульсивного/недисциплинированного ребенка

Так же, как в случае режима рассерженного ребенка, следует валидировать и признавать потребности, лежащие в основе режимов недисциплинированного и рассерженного ребенка. Однако при активации этих режимов потребности заявляют о себе преувеличенным способом. Следовательно, необходимо устанавливать границы для проявлений режима и помогать пациентам формировать более реалистичные ожидания в отношении указанных потребностей. Кроме того, пациентов с такими режимами следует обучать самодисциплине и устойчивости к фрустрациям.

Дисфункциональные родительские режимы

Основная задача работы с этими режимами - ослабить их действие. Мы подвергаем их сомнению, ограничиваем их, даже вступаем с ними в борьбу. Терапевт должен помочь пациенту снизить чрезмерно высокие требования к себе и отказаться от связанного с ними самообесценивания.

Дисфункциональные копинговые режимы

Главный прием работы с этими режимами - эмпатическая конфронтация. Следует обсудить с пациентом причины формирования этих режимов в детстве пациента и объяснить, что они играли важную защитную роль, одновременно подчеркивая их негативное влияние на последующую жизнь пациента. Задача терапевта - ослабить действие режимов и обучить пациента более гибким и адекватным способам реагирования в ситуациях, связанных со стрессом. В случае если дисфункциональные копинговые режимы нарушают ход терапии, необходимо устанавливать границы.

Режимы счастливого ребенка и здорового взрослого

Эти режимы следует усиливать и поддерживать, добиваясь большей частоты и интенсивности их активации.

Терапевтические техники

Схема-терапия использует различные сочетания когнитивных, эмоционально-фокусированных и поведенческих интервенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: