Эмоционально-фокусированные интервенции

Эмоционально-фокусированные интервенции (см. рис. 4.3) направлены на то, чтобы обучить пациента выражать чувства печали и гнева. Переживание и переработка этих эмоций позволяют пациенту сосредоточиться на своих потребностях и целях.

Возрастает ценность пациента в собственных глазах, ежедневный опыт становится более позитивным. Проблемные эмоции активно перерабатываются при помощи эмоционально-фокусированных техник.

К основным эмоционально-фокусированным техникам схема-терапии относятся упражнения на воображение и работа со стульями.

Упражнения на воображение. В ходе выполнения этих упражнений происходит активация схем или режимов за счет погружения в актуальные эмоции и связывания их с биографическим материалом. Главная техника работы с (травматическими) детскими воспоминаниями получила название «рескриптинг»[8]. В ходе этого упражнения травматические или трудные ситуация изменяются в воображении пациента таким образом, чтобы удовлетворить потребности «раненого ребенка». Например, терапевт может решительно остановить обидчика, вывести ребенка из опасной для него ситуации и позаботиться о нем. Использование упражнений на воображение не ограничивается переработкой детских воспоминаний. Они также применяются для «переписывания» опыта более поздних травм или для подготовки пациента к будущим ситуациям (подробно см. Hackman et al., 2011). Эта техника всесторонне освещается в главе 6.

Рис. 4.3. Эмоционально-фокусированные интервенции

Рескриптинг и другие эмоционально-фокусированные интервенции помогают пациентам испытать чувства, связанные с удовлетворением потребностей, такие как гнев против наказывающего родителя или сочувствие к раненому ребенку.

Работа со стульями. При выполнении упражнений на стульях (см. Kellogg, 2004) проводятся диалоги между различными режимами или между схемой и здоровой частью пациента. Стулья соответствуют различным частям личности. Эта техника позволяет пациенту выражать эмоции, задействованные в различных режимах. На стуле, представляющем режим яростного ребенка, пациент учится распознавать чувства гнева или ярости, а на стуле, представляющем режим здорового взрослого, - формировать адекватную когнитивно-эмоционально-поведенческую реакцию на действие режимов требовательного и карающего родителя. Диалоги при помощи стульев особенно полезны в случае внутренних конфликтов или интенсивных амбивалентных чувств.

Эта техника подробно разбирается в главе 8.

Если говорить о моделях режимов (см. рис. 4.3), техника рескриптинга представляет особенную важность при лечении режимов уязвимого ребенка.

Дисфункциональные родительские режимы также могут стать мишенью упражнений на воображение, в ходе которых образы обидчика уничтожаются или лишаются способности к действию. Указанные режимы можно ослаблять или вступать с ними в сражение в ходе диалогов с использованием стульев. Диалоги можно также применять и с целью установления границ для очень властных копинговых режимов, в особенности режимов гиперкомпенсации. Эта интервенция способствует валидации, пониманию и преодолению дисфункциональных копинговых режимов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: