Исход Куликовской битвы решила засада, во главе которой был поставлен князь Владимир Андреевич с воеводой Дмитрием Боброкрм. Именно их удар решил судьбу сражения. Этому важному, переломному событию в «Сказании о Мамаевом побоище» уделяется довольно много места. Естественно ожидать, что на месте битвы должны были бы сохраниться какие-то воспоминания об этом засадном полке. И действительно, на одном из холмов, совсем рядом с Кулишками, до сих пор стоит известная церковь Святого Владимира в Садах (Старосадский переулок). Здесь, по-видимому, и стоял засадный полк Владимира Андреевича. Это — южный склон, он был сильно заросший, И впоследствии там были сады (отсюда и название Старосадского переулка и «церкви в садах»).
Мы перебрали все основные географические названия, упомянутые летописью при описании Куликовской битвы.
ЯРОСЛАВ И АЛЕКСАНДР В ОПИСАНИИ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ
«Сказание о Мамаевом побоище», рассказывая о Куликовской битве, постоянно упоминает о двух знаменитых полководцах прошлого — предках Дмитрия Донского — о Ярославе и Александре. Другие знаменитые его предки почему-то вовсе не упоминаются. Это довольно странно. Два предка упоминаются постоянно, а о других — не менее знаменитых (взять хотя бы Владимира Мономаха) — хранится полное молчание. Сегодня считается, что речь здесь идет о древнем Ярославе Мудром из XI века и о великом Александре Невском из XII века. Конечно, можно предположить, что летописец питал особое уважение именно к этим двум великим князьям, из которых первый отстоит от описываемых событий лет на 300, а второй — на 100. По нашей гипотезе, все намного проще. Дело в том, что Ярослав — это дубликат Ивана Калиты — деда Дмитрия Донского,
|
|
190
а Александр — дубликат Симеона Гордого — предшественника Дмитрия Донского. Таким образом, летописец абсолютно естественно^ упоминает двух непосредственных предшественников великого князя Дмитрия Донского (а не его далеких туманных предков).
КТО С КЕМ СРАЖАЛСЯ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ
Сегодня нам объясняют, что на Куликовом поле ' сражались русские с татарами. Русские победили. Татары были разбиты.
, Первоисточники почему-то придерживаются другого I' мнения. Мы просто процитируем их краткий пересказ,!, сделанный Гумилевым в книге «От Руси к России» 1 (1992).
Сначала посмотрим, кто сражался на стороне татар и Мамая. Оказывается, «волжские татары неохотно служили Мамаю и в его войске их было немного». Войска Мамая состояли из поляков, крымцев, генуэзцев (фря-гов), ясов, касогов. Денежную помощь Мамай получал от генуэзцев/
А теперь посмотрим, кто же сражался в русских вой-
|
|
|' еках? «Москва... продемонстрировала верность союзу с
^Законным наследником ханов Золотой Орды — Тохта-
L-мышем, стоявшим во главе волжских и сибирских
\ татар*.
Совершенно "ясно, что описывается междоусобная ^борьба в Орде. Волжские и сибирские татары в составе Щ «русских войск» воюют с крымцами, поляками и генуэзцами в составе войск Мамая! Русское войско «состояло из княжеских конных и. пеших дружин, а также ополчения... Конница... была сформирована из крещеных татар, перебежавших литовцев и обученных бою в татарском конном строю русских*. Союзником Мамая был литовский князь Ягайло, союзником Дмитрия считается хан Тохтамыш с войском из сибирских татар.
Сегодня никого, конечно, не удивляет, что войска
Мамая называются в летописях Ордой. Но, оказывает-
I ся, и русские войска также называются ордой/ Причем
не где-нибудь, а в знаменитой «Задонщине». Вот, на-
191
пример, что говорят Мамаю после его поражения на Куликовом поле: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била Орда Залеская». Напомним, что Залеская земля — это Владимиро-Суздаль-ская Русь. Таким образом, здесь русские войска Влади-миро-Суздальской Руси прямо названы Ордой, как и монголо-татарские. Это в точности отвечает нашей реконструкции.
Кстати, древнерусские миниатюры, посвященные
Куликовской битве, например миниатюры из Лицевого
свода XVI века, одинаково изображают русских и
татар — одинаковые одежды, одинаковое вооружение,
одинаковые шапки и т. д. По рисунку невозможно от
личить «русских» от «татар». .
Так что даже с традиционной точки зрения нельзя считать, что Куликовская битва была сражением между русскими и пришельтмц-татарами. «Русские» и «татары» перемешаны так, что отделить их друг от друга невозможно. По нашей гипотезе, слово «татары» в летописях означало конные русские войска и совсем не обязательно означало национальность. Здесь слово «татары» попросту заменяет слово казаки. По-видимому, позднее, при тенденциозном редактировании, первоначальное слово «казаки» было заменено везде в летописях на «татары». Итак, Куликовская битва — это сражение волжских и сибирских казаков во главе с Дмитрием Донским с войском польских и литовских казаков, возглавляемых Мамаем.
БРАТСКАЯ МОГИЛА ГЕРОЕВ
КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ В СТАРОМ СИМОНОВЕ В МОСКВЕ