Свободу, то свободу политическую, свободу гражданина. Там

Человек заботится не о личной, но о гражданской своей сво-

Боде; он принадлежит к известному обществу, посвятил себя

Ему, готов пожертвовать ему собою. То же самое было и в хри-

Стианской церкви: и там господствовало чрезвычайно силь-

Но развитое чувство привязанности к христианской общи-

Не, преданности ее законам, живая потребность расширить

Ее владычество; или же религиозное чувство вызывало силь-

Ную реакцию человека против самого себя, своей души, внут-

Реннее стремление ограничить свою свободу и подчиниться

Требованиям веры; но повторяю — чувство личной независи-

Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,

Единственно с целью найти себе удовлетворение, не было зна-

Комо ни римскому, ни христианскому обществам. Оно было

Внесено и положено в колыбель европейской цивилизации

Варварами. Оно играло в ней такую важную роль и принесло

Столь благие результаты, что нельзя не выставить его на вид

Как один из основных элементов ее.

Есть еще один факт — второй элемент цивилизации, точно

Так же унаследованный нами собственно от варваров — это во-

Енное патронатство, т. е. связь, которая устанавливалась меж-

Ду соплеменниками, между воинами, и которая, не уничтожая

Свободы каждого отдельного лица, не уничтожая даже перво-

Начально существовавшего между всеми равенства, вводила,

Однако, иерархическую подчиненность и положила основа-

Ние аристократической организации, обратившейся впослед-

Ствии в феодальную систему. Отличительною чертою этих от-

Ношений была привязанность человека к человеку, взаимная

Преданность их, без всякого внешнего понуждения, без вся-

Кого обязательства, основанного на главных началах общест-

Венного быта. В древних республиках вы не увидите ни одного

человека исключительно и добровольно преданного другому:

Все одинаково преданы городу. У варваров общественная связь

Установилась между отдельными лицами, сначала вследствие

60

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Отношений начальника дружины к членам ее, в то время, ко-

Гда варвары еще нестройными толпами скитались по Европе,

А позже — вследствие отношений сюзерена к вассалу. Этот вто-

Рой принцип, тоже игравший значительную роль в истории

Европейской цивилизации, — эта преданность человека чело-

Веку, — заимствован нами у варваров; из их нравов он проник

В наши нравы.

Не следует ли из всего этого, что современная цивилиза-

Ция в самой колыбели своей действительно была так бурна,

Так разнообразна, многосложна, как я старался обрисовать ее

В представленной мною общей картине? Не встречаются ли

Уже в эпоху падения Римской империи почти все зачатки, ко-

Торые проявляются в прогрессивном развитии нашей циви-

Лизации?

Мы нашли в распадающейся Римской империи три совер-

Шенно различные общества: муниципальное — последний ос-

Таток самой империи, христианское и варварское. Эти обще-

Ства, различно организованные, учрежденные на различных

началах, внушают человеку самые разнообразные чувства:

Потребность безусловной независимости существуют рядом

С полным подчинением, военный патронат рядом с господ-

Ством церкви, духовная власть рядом со светскою, постановле-

Ния церкви, ученое законодательство римлян — рядом с обыч-

Ным правом или, вернее, бесправием варваров. Повсюду смесь

Или, лучше сказать, смешение самых разнообразных племен,

Языков, общественных учреждений, нравов, идей и впечатле-

Ний. В этом, я полагаю, заключается очевидное доказательст-

Во верности того мнения, которое я высказал об общем харак-

Тере нашей цивилизации.

Без сомнения, это смешение, разнообразие, эта борьба

Стоили нам очень дорого: отсюда медленность прогресса Ев-

Ропы, отсюда все бури и бедствия, которым она подверглась.

Однако я не думаю, чтобы следовало сожалеть об этом. Для

Народов, как и для отдельных лиц, надежда на самое разнооб-

UKMzOS {TILYS

Разное, самое полное развитие, на самый всесторонний, поч-

Ти беспредельный прогресс, — одна эта надежда вознагражда-

Ет за все то, что может стоить право питать ее. Вообще говоря,

Это насильственное, бурное, тяжелое состояние имело боль-

Шое преимущество пред простотою, которою отличались дру-

Гие цивилизации; человеческий род выиграл от него больше,

Чем пострадал.

Итак, мы ознакомились теперь в общих чертах с тем со-

Стоянием, в котором оставила мир Римская империя: мы оз-

Накомились с различными элементами, волнующимися и со-

Единяющимися между собою, чтобы вызвать к жизни евро-

Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред

Нашими глазами. В следующей лекции я постараюсь выяс-

Нить, какая участь постигла эти элементы, и что они произве-

Ли в эпоху, обыкновенно называемою варварскою, т. е. в эпо-

Ху Великого переселения народов.__ ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

Притязание различных систем на законность. — Что такое политическая

Законность? — Совместное существование всех образов правления в V веке. —

Непрочность положения лиц, собственности и учреждений. — Две причины

Ее: одна внешняя — продолжавшееся нашествие варваров, другая — нравствен-

Ная — эгоистическое чувство индивидуальности, свойственное варварам. —

Началами цивилизации были: потребность порядка, предания Римской

Империи, христианская церковь, варвары. — Попытки организации, сделан-

Ные варварами, городами, христианскою церковью, Карлом Великим, Альф-

Редом. — Прекращение нашествий германцев и арабов. — Начало феодального

Строя.

Мы выяснили основные элементы европейской цивилизации

В том виде, в каком они представляются в самой ее колыбели,

В эпоху падения Римской империи. Я старался выяснить, как

Сильно было их различие, их постоянная борьба, каким обра-

Зом ни один из них не достиг преобладания в общественном

Строе, по крайней мере, не достиг его в такой мере, чтобы

Подчинить себе все другие элементы или вытеснить их. Мы

Видели, что в этом заключается отличительный характер ев-

Ропейской цивилизации. Теперь мы приступаем к изучению

Первоначальной ее истории, к изучению тех веков, которые

Принято называть варварскими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: