Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти

Утверждались одною только силою и установлялись не имея

Никаких на то прав, кроме силы. Каждая власть очевидно ну-

Ждается еще в чем-то другом. Власть установляется вследствие

Известных общественных потребностей, известного отноше-

Ния к состоянию общества, к его правам и убеждениям. Но

Нельзя не признать, что сила оскверняла колыбель всех вла-

Стей этого мира, какого бы они ни были рода и характера.

Никто, однако, не хочет признать за общественною вла-

Стью такого происхождения, его отвергают все без исключе-

Ния; ни одна из общественных властей не хочет считать себя

Произведением силы. Непреодолимый инстинкт внушает пра-

Вительствам, что сила не есть основа права и что, происходя

От одной только силы, они никогда не могли бы заимствовать

от нее свои права. Вот почему каждая система восклицает: ≪Я

Старше всех, я существовала ранее прочих и на основании

Иных начал; общество принадлежало мне еще раньше того со-

Стояния насилия и борьбы, в котором вы меня встречаете; за-

Конность была на моей стороне, но меня насильственно ли-

шили моих прав≫.

Один этот факт уже доказывает, что сила не есть основа-

Ние политической законности, утверждающейся на совершен-

Но ином начале. Что означает, в самом деле, такое формаль-

Ное отрицание силы всеми системами? Оно означает, что есть

Другая законность, настоящий источник всех остальных: за-

Конность разума, справедливости, права; с нею все системы

По необходимости хотят связать свое происхождение. Не же-

Лая признавать своею колыбелью грубую силу, они присваи-

Вают себе во имя давности другие, совершенно различные

Между собою права. Таким образом отличительный характер

Политической законности есть отрицание силы как источни-

Ка власти, стремление соединиться с нравственною идеею,

С нравственною силою, с идеею права, справедливости, разу-

68

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ма. Вот основной элемент, из которого постепенно развился

Принцип политической законности.

Процесс этого развития был следующий: сила господству-

Ет при возникновении всякого правительства, всякого обще-

Ства, но время идет и время изменяет продукт силы, исправ-

Ляет его уже тем одним, что общество продолжает существо-

Вать и что оно состоит из людей. Человек носит в самом себе

Некоторые идеи порядка, справедливости, разумности и не-

Которую потребность дать им преобладание, ввести их в окру-

Жающие явления; он беспрерывно трудится над этим, и если

Общественный быт, среди которого он живет, не разрушает-

Ся, то труд его не пропадает даром. Человек, являясь орудием

Провидения, вносит разум, нравственность, законность в ок-

Ружающий его мир.

Независимо от человеческого труда, нельзя не признать су-

Ществования божественного закона, сходного с тем, который

Управляет материальным миром; на основании этого закона

Существование общества невозможно без известной меры по-

Рядка, разумности и справедливости. Из самого факта суще-

Ствования общества можно заключить, что оно не вполне ли-

Шено того элемента разумности, истины, справедливости, ко-

Торый один дает жизнь обществам. Если, вдобавок, общество

Развивается, становится сильнее, могущественнее, если ус-

Ловия общественной жизни с каждым днем прививаются все

Большему и большему числу людей, — то это значит, что в обще-

Ство вводится постепенно все более и более разумности, спра-

Ведливости, права, и что все общественные явления мало-по-

Малу начинают сообразовываться с требованиями истинной

Законности.

Таким образом идея политической законности проникает

В мир, в умы людей. Основанием, первоначальным источни-

Ком ее служит — по крайней мере в известной степени — нрав-

ственная законность, справедливость, разумность, истина;

Потом она утверждается временем; человек приучается созна-

69

UKMzOS TLKTVS

Вать, что право руководить общественными явлениями, что

Истинная законность введена во внешний мир. В изучаемую

Нами эпоху вы увидите силу и ложь, парящими над колыбелью

Королевской власти, аристократии, демократии, даже самой

Церкви, — и всюду вы увидите, как сила и ложь преобразовыва-

Ются могучим воздействием времени, как право и истина за-

Воевывают себе место в цивилизации. Вот это-то проникно-

Вение права и истины в общественный строй и выработало

Мало-помалу идею политической законности, этим именно пу-

Тем она и установилась в современной цивилизации.

Когда таким образом идею законности в различные эпохи

Пытались превратить в знамя абсолютной власти, то всегда ис-

Кажали ее истинное происхождение. Она не исключительна,

Не принадлежит никому в особенности и рождается всюду, где

Только развивается право. Политическая законность соединя-

Ется с свободою точно так же, как и с силою, с правами лич-

Ными, как и с условиями, при которых действует обществен-

Ная власть. Мы найдем эту идею в самых противоположных

Общественных устройствах: в феодальной системе, в общинах

Фландрии и Германии, в итальянских республиках, в монархи-

Ях. Приступая к изучению европейской цивилизации, мы не-

Обходимо должны были вполне усвоить себе это свойство, об-

Щее всем ее элементам.

Второй факт, ясно обнаруживающийся из совокупности

Притязаний, о которых я говорил в начале этой лекции, это

Истинный характер эпохи, которую обыкновенно называют

Варварскою. Каждый из элементов европейской цивилиза-

Ции претендует, что он владел в эту эпоху Европою; отсюда

Ясно, что ни одному из них не принадлежало в ней исключи-

Тельное господство. Не нужно больших усилий, чтобы заме-

Тить преобладание какой-нибудь формы общественного уст-

Ройства. До x столетия мы без колебания признаем господ-

Ство феодализма; столь же решительно мы можем утверждать,

Что в xvii веке преобладающим принципом был принцип мо-

70

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Нархический; изучая фландрские общины и итальянские рес-

Публики, мы тотчас же провозгласим господство демократиче-

Ского принципа. Если в обществе действительно господству-

Ет какое-нибудь начало, то оно ни в каком случае не может


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: