Утверждались одною только силою и установлялись не имея
Никаких на то прав, кроме силы. Каждая власть очевидно ну-
Ждается еще в чем-то другом. Власть установляется вследствие
Известных общественных потребностей, известного отноше-
Ния к состоянию общества, к его правам и убеждениям. Но
Нельзя не признать, что сила оскверняла колыбель всех вла-
Стей этого мира, какого бы они ни были рода и характера.
Никто, однако, не хочет признать за общественною вла-
Стью такого происхождения, его отвергают все без исключе-
Ния; ни одна из общественных властей не хочет считать себя
Произведением силы. Непреодолимый инстинкт внушает пра-
Вительствам, что сила не есть основа права и что, происходя
От одной только силы, они никогда не могли бы заимствовать
от нее свои права. Вот почему каждая система восклицает: ≪Я
Старше всех, я существовала ранее прочих и на основании
Иных начал; общество принадлежало мне еще раньше того со-
|
|
Стояния насилия и борьбы, в котором вы меня встречаете; за-
Конность была на моей стороне, но меня насильственно ли-
шили моих прав≫.
Один этот факт уже доказывает, что сила не есть основа-
Ние политической законности, утверждающейся на совершен-
Но ином начале. Что означает, в самом деле, такое формаль-
Ное отрицание силы всеми системами? Оно означает, что есть
Другая законность, настоящий источник всех остальных: за-
Конность разума, справедливости, права; с нею все системы
По необходимости хотят связать свое происхождение. Не же-
Лая признавать своею колыбелью грубую силу, они присваи-
Вают себе во имя давности другие, совершенно различные
Между собою права. Таким образом отличительный характер
Политической законности есть отрицание силы как источни-
Ка власти, стремление соединиться с нравственною идеею,
С нравственною силою, с идеею права, справедливости, разу-
68
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ма. Вот основной элемент, из которого постепенно развился
Принцип политической законности.
Процесс этого развития был следующий: сила господству-
Ет при возникновении всякого правительства, всякого обще-
Ства, но время идет и время изменяет продукт силы, исправ-
Ляет его уже тем одним, что общество продолжает существо-
Вать и что оно состоит из людей. Человек носит в самом себе
Некоторые идеи порядка, справедливости, разумности и не-
Которую потребность дать им преобладание, ввести их в окру-
|
|
Жающие явления; он беспрерывно трудится над этим, и если
Общественный быт, среди которого он живет, не разрушает-
Ся, то труд его не пропадает даром. Человек, являясь орудием
Провидения, вносит разум, нравственность, законность в ок-
Ружающий его мир.
Независимо от человеческого труда, нельзя не признать су-
Ществования божественного закона, сходного с тем, который
Управляет материальным миром; на основании этого закона
Существование общества невозможно без известной меры по-
Рядка, разумности и справедливости. Из самого факта суще-
Ствования общества можно заключить, что оно не вполне ли-
Шено того элемента разумности, истины, справедливости, ко-
Торый один дает жизнь обществам. Если, вдобавок, общество
Развивается, становится сильнее, могущественнее, если ус-
Ловия общественной жизни с каждым днем прививаются все
Большему и большему числу людей, — то это значит, что в обще-
Ство вводится постепенно все более и более разумности, спра-
Ведливости, права, и что все общественные явления мало-по-
Малу начинают сообразовываться с требованиями истинной
Законности.
Таким образом идея политической законности проникает
В мир, в умы людей. Основанием, первоначальным источни-
Ком ее служит — по крайней мере в известной степени — нрав-
ственная законность, справедливость, разумность, истина;
Потом она утверждается временем; человек приучается созна-
69
UKMzOS TLKTVS
Вать, что право руководить общественными явлениями, что
Истинная законность введена во внешний мир. В изучаемую
Нами эпоху вы увидите силу и ложь, парящими над колыбелью
Королевской власти, аристократии, демократии, даже самой
Церкви, — и всюду вы увидите, как сила и ложь преобразовыва-
Ются могучим воздействием времени, как право и истина за-
Воевывают себе место в цивилизации. Вот это-то проникно-
Вение права и истины в общественный строй и выработало
Мало-помалу идею политической законности, этим именно пу-
Тем она и установилась в современной цивилизации.
Когда таким образом идею законности в различные эпохи
Пытались превратить в знамя абсолютной власти, то всегда ис-
Кажали ее истинное происхождение. Она не исключительна,
Не принадлежит никому в особенности и рождается всюду, где
Только развивается право. Политическая законность соединя-
Ется с свободою точно так же, как и с силою, с правами лич-
Ными, как и с условиями, при которых действует обществен-
Ная власть. Мы найдем эту идею в самых противоположных
Общественных устройствах: в феодальной системе, в общинах
Фландрии и Германии, в итальянских республиках, в монархи-
Ях. Приступая к изучению европейской цивилизации, мы не-
Обходимо должны были вполне усвоить себе это свойство, об-
Щее всем ее элементам.
Второй факт, ясно обнаруживающийся из совокупности
Притязаний, о которых я говорил в начале этой лекции, это
Истинный характер эпохи, которую обыкновенно называют
Варварскою. Каждый из элементов европейской цивилиза-
Ции претендует, что он владел в эту эпоху Европою; отсюда
Ясно, что ни одному из них не принадлежало в ней исключи-
Тельное господство. Не нужно больших усилий, чтобы заме-
Тить преобладание какой-нибудь формы общественного уст-
Ройства. До x столетия мы без колебания признаем господ-
Ство феодализма; столь же решительно мы можем утверждать,
Что в xvii веке преобладающим принципом был принцип мо-
|
|
70
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Нархический; изучая фландрские общины и итальянские рес-
Публики, мы тотчас же провозгласим господство демократиче-
Ского принципа. Если в обществе действительно господству-
Ет какое-нибудь начало, то оно ни в каком случае не может