Му племени. Значение женщин в Европе имело своим источ-

Ником развитие и преобладание домашней жизни, которая

Весьма рано сделалась отличительным характером феодаль-

Ного быта.

Феодальная семья отличается еще другим признаком: духом

Наследственности, непрерывности, очевидно господствовав-

Шим в ней. Дух наследственности неразделен вообще с семей-

Ным элементом, но в феодализме он получил особенно силь-

Ное развитие. Это зависело от самих условий, в которые была

Поставлена феодальная семья. Феод не был обыкновенною

96

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Собственностью, он постоянно нуждался во владельце, кото-

Рый бы защищал, охранял его, исполнял сопряженные с ним

Обязанности и, таким образом, удерживал бы за ним место, од-

Нажды им занятое в общем союзе властителей страны. Отсю-

Да некоторая тождественность между настоящим владельцем

Феода, самим феодом и целым рядом будущих его владельцев.

Это обстоятельство много содействовало скреплению и упро-

Чению семейных уз, уже столь сильных по самой природе фео-

Дальной семьи.

Я оставляю теперь жилище владельца и перехожу в среду не-

Большого населения, его окружающего. Здесь все изменяет-

Ся. Природа человека так хороша и деятельна, что при сколь-

Ко-нибудь устойчивой форме общественного устройства, лица,

Сближенные им — каковы бы ни были условия этого сближе-

Ния — неизбежно соединяются между собою некоторою нрав-

Ственною связью, чувствами покровительства, благосклонно-

Сти, любви. То же случилось и при феодализме. Нет сомнения,

Что между поселенцами и феодальным владельцем образова-

Лись постепенно некоторые нравственные отношения, не-

Которая взаимная привязанность, основанная на привычке.

Но это произошло вопреки их обоюдному положению, а от-

Нюдь не под влиянием его. Рассматриваемое в самом себе, по-

Ложение их страдало коренными недостатками. Строго го-

Воря, не было ничего общего между феодальным владетелем

И поселенцами; они составляли часть его владений, его соб-

ственность; и под этим словом ≪собственность≫ должно разу-

Меть как права, которые мы теперь называем державными, так

И все права частной собственности: право издавать законы, оп-

Ределять налоги, наказывать, наравне с правом распоряжения

И отчуждения. Между владыкой и земледельцами его владений

Не было —по крайней мере настолько, насколько это возможно

Между людьми —ни прав, ни гарантий, ни общества.

Вот где, по моему мнению, источник той поистине изуми-

Тельной, непримиримой ненависти, которую постоянно пи-

97

UKMzOS JKT{KLTYS

Тал народ к феодальному устройству, к воспоминаниям о нем,

К его имени. Были примеры, что люди подвергались игу тяж-

Кого деспотизма и привыкали к нему, скажем более — добро-

Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-

Тизм монархический не раз пользовались терпимостью, поч-

Ти любовью подчиненного им народонаселения. Феодальный

Деспотизм всегда был предметом отвращения и ненависти,

Он тяготел над судьбою людей, но никогда не властвовал над

Их душою. Дело в том, что в теократии и в монархии отправ-

Ление власти основывается на убеждениях, общих повелителю

И подданным; повелитель является представителем, органом

Другой власти, высшей, нежели все человеческие; он говорит

И действует во имя Божества или общей идеи, а не во имя соб-

Ственной своей личности. Феодальный деспотизм — совершен-

Но другого свойства; это просто власть лица над лицом, гос-

Подство личной, капризной воли одного человека. Вот, может

Быть, единственная тирания, с которою — к чести своей — ни-

Когда не примирится человек. Всякий раз, когда в повелителе

Своем он видит только человека, а в гнетущей его воле — волю

Исключительно человеческую, столь же личную, как и его соб-

Ственная, он возмущается духом и лишь с затаенною злобою

Переносит иго. Таков был настоящий, отличительный харак-

Тер феодальной власти; таков внутренний источник отвраще-

Ния, которое она постоянно внушала народу. Религиозный эле-

Мент, присоединившийся к этой власти, не в состоянии был

Облегчить ее гнета. Я не думаю, чтобы в небольшом общест-

Ве, описанном мною, влияние священника было значительно,

Чтобы он мог вносить элемент законности во взаимные отно-

Шения подвластного населения и владельца. Церковь весьма

Сильно влияла на европейскую цивилизацию, но она действо-

Вала косвенно, изменяя общее настроение умов. При ближай-

Шем рассмотрении небольшого феодального общества, влия-

Ние священника как посредствующего лица между владельцем

И рабами едва заметно. По большей части он был столь же

98

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Груб и ничтожен, как и рабы, и не имел ни силы, ни охоты бо-

Роться с надменным владыкой. Правда, он один поддерживал

И развивал в народе нравственную жизнь, один утешал и про-

Свещал его, насколько то было в его власти и потому, конечно,

Был дорог и полезен народу; но для облегчения его участи, ка-

Жется, он не мог сделать почти ничего.

Я рассмотрел элементарное феодальное общество, я выяс-

Нил главные последствия, которые должен был иметь такой

Порядок вещей как для владельца и его семьи, так и для населе-

Ния, собравшегося вокруг последнего. Выйдем теперь из этого

Тесного круга. Население отдельного феода не одно занимает

Всю территорию; есть другие, сходные с ним или отличающие-

Ся от него общества, с которыми оно находится в сношениях.

Какова, с этой точки зрения, роль помянутого мною населе-

Ния? Какое влияние должно иметь на цивилизацию целое об-

Щество, в состав которого входят отдельные феоды.

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо заметить

Следующее. Правда, феодальный владелец и священник при-

Надлежали обширному обществу; отношения их простирались

Далеко, были многочисленны и многообразны. Но не то было

С поселянами, рабами. Ошибочно было бы для обозначения

Каким-нибудь названием сельского населения той эпохи упот-

Реблять такое выражение, с которым соединялось бы понятие

о чем-то целом, об обществе, — например, слово ≪народ≫. Насе-

Ление это не составляло общества; деятельность его была ис-

Ключительно местная. Вне занимаемой территории, поселяне


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: