Ником развитие и преобладание домашней жизни, которая
Весьма рано сделалась отличительным характером феодаль-
Ного быта.
Феодальная семья отличается еще другим признаком: духом
Наследственности, непрерывности, очевидно господствовав-
Шим в ней. Дух наследственности неразделен вообще с семей-
Ным элементом, но в феодализме он получил особенно силь-
Ное развитие. Это зависело от самих условий, в которые была
Поставлена феодальная семья. Феод не был обыкновенною
96
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Собственностью, он постоянно нуждался во владельце, кото-
Рый бы защищал, охранял его, исполнял сопряженные с ним
Обязанности и, таким образом, удерживал бы за ним место, од-
Нажды им занятое в общем союзе властителей страны. Отсю-
Да некоторая тождественность между настоящим владельцем
Феода, самим феодом и целым рядом будущих его владельцев.
Это обстоятельство много содействовало скреплению и упро-
|
|
Чению семейных уз, уже столь сильных по самой природе фео-
Дальной семьи.
Я оставляю теперь жилище владельца и перехожу в среду не-
Большого населения, его окружающего. Здесь все изменяет-
Ся. Природа человека так хороша и деятельна, что при сколь-
Ко-нибудь устойчивой форме общественного устройства, лица,
Сближенные им — каковы бы ни были условия этого сближе-
Ния — неизбежно соединяются между собою некоторою нрав-
Ственною связью, чувствами покровительства, благосклонно-
Сти, любви. То же случилось и при феодализме. Нет сомнения,
Что между поселенцами и феодальным владельцем образова-
Лись постепенно некоторые нравственные отношения, не-
Которая взаимная привязанность, основанная на привычке.
Но это произошло вопреки их обоюдному положению, а от-
Нюдь не под влиянием его. Рассматриваемое в самом себе, по-
Ложение их страдало коренными недостатками. Строго го-
Воря, не было ничего общего между феодальным владетелем
И поселенцами; они составляли часть его владений, его соб-
ственность; и под этим словом ≪собственность≫ должно разу-
Меть как права, которые мы теперь называем державными, так
И все права частной собственности: право издавать законы, оп-
Ределять налоги, наказывать, наравне с правом распоряжения
И отчуждения. Между владыкой и земледельцами его владений
Не было —по крайней мере настолько, насколько это возможно
Между людьми —ни прав, ни гарантий, ни общества.
|
|
Вот где, по моему мнению, источник той поистине изуми-
Тельной, непримиримой ненависти, которую постоянно пи-
97
UKMzOS JKT{KLTYS
Тал народ к феодальному устройству, к воспоминаниям о нем,
К его имени. Были примеры, что люди подвергались игу тяж-
Кого деспотизма и привыкали к нему, скажем более — добро-
Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
Тизм монархический не раз пользовались терпимостью, поч-
Ти любовью подчиненного им народонаселения. Феодальный
Деспотизм всегда был предметом отвращения и ненависти,
Он тяготел над судьбою людей, но никогда не властвовал над
Их душою. Дело в том, что в теократии и в монархии отправ-
Ление власти основывается на убеждениях, общих повелителю
И подданным; повелитель является представителем, органом
Другой власти, высшей, нежели все человеческие; он говорит
И действует во имя Божества или общей идеи, а не во имя соб-
Ственной своей личности. Феодальный деспотизм — совершен-
Но другого свойства; это просто власть лица над лицом, гос-
Подство личной, капризной воли одного человека. Вот, может
Быть, единственная тирания, с которою — к чести своей — ни-
Когда не примирится человек. Всякий раз, когда в повелителе
Своем он видит только человека, а в гнетущей его воле — волю
Исключительно человеческую, столь же личную, как и его соб-
Ственная, он возмущается духом и лишь с затаенною злобою
Переносит иго. Таков был настоящий, отличительный харак-
Тер феодальной власти; таков внутренний источник отвраще-
Ния, которое она постоянно внушала народу. Религиозный эле-
Мент, присоединившийся к этой власти, не в состоянии был
Облегчить ее гнета. Я не думаю, чтобы в небольшом общест-
Ве, описанном мною, влияние священника было значительно,
Чтобы он мог вносить элемент законности во взаимные отно-
Шения подвластного населения и владельца. Церковь весьма
Сильно влияла на европейскую цивилизацию, но она действо-
Вала косвенно, изменяя общее настроение умов. При ближай-
Шем рассмотрении небольшого феодального общества, влия-
Ние священника как посредствующего лица между владельцем
И рабами едва заметно. По большей части он был столь же
98
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Груб и ничтожен, как и рабы, и не имел ни силы, ни охоты бо-
Роться с надменным владыкой. Правда, он один поддерживал
И развивал в народе нравственную жизнь, один утешал и про-
Свещал его, насколько то было в его власти и потому, конечно,
Был дорог и полезен народу; но для облегчения его участи, ка-
Жется, он не мог сделать почти ничего.
Я рассмотрел элементарное феодальное общество, я выяс-
Нил главные последствия, которые должен был иметь такой
Порядок вещей как для владельца и его семьи, так и для населе-
Ния, собравшегося вокруг последнего. Выйдем теперь из этого
Тесного круга. Население отдельного феода не одно занимает
Всю территорию; есть другие, сходные с ним или отличающие-
Ся от него общества, с которыми оно находится в сношениях.
Какова, с этой точки зрения, роль помянутого мною населе-
Ния? Какое влияние должно иметь на цивилизацию целое об-
Щество, в состав которого входят отдельные феоды.
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо заметить
Следующее. Правда, феодальный владелец и священник при-
Надлежали обширному обществу; отношения их простирались
Далеко, были многочисленны и многообразны. Но не то было
С поселянами, рабами. Ошибочно было бы для обозначения
|
|
Каким-нибудь названием сельского населения той эпохи упот-
Реблять такое выражение, с которым соединялось бы понятие
о чем-то целом, об обществе, — например, слово ≪народ≫. Насе-
Ление это не составляло общества; деятельность его была ис-
Ключительно местная. Вне занимаемой территории, поселяне