Мельным владением и составляли предмет частной собствен-
Ности. То, что мы называем теперь общественными права-
102
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ми, общественною властью, было тогда правом частным, ча-
Стною властью. Феодальный владелец пользовался в качестве
Собственника всеми правами верховной власти над жителя-
Ми принадлежащих ему земель; поэтому понятно, что, явля-
Ясь в собрание, в парламент, составлявшийся около его сю-
Зерена из небольшого числа равных или почти равных ему
Вассалов, он не находил там и не выносил оттуда никакого по-
Нятия об общественной власти. Это понятие было в прямом
Противоречии со всем его существованием, со всеми его дей-
Ствиями внутри его владений. В собраниях вассалов он видел
Только людей, облеченных одинаковыми с ним правами, сто-
Явших в одинаковом с ним положении, действовавших, как
И он, единственно во имя своей личной воли. Ничто не побу-
Ждало, не заставляло его признавать в высшей правительст-
|
|
Венной сфере, учреждениях, которые мы называем общест-
Венными, тот характер всеобщности и превосходства, кото-
Рый нераздельно связан с нашим понятием о политических
Властях. И если он был недоволен решением собрания, то от-
Казывался содействовать исполнению его или даже прибегал
К открытому сопротивлению.
Единственною гарантиею права в феодальную эпоху была
Грубая сила, если только такую силу можно назвать гаранти-
Ею. Все прибегали к этой силе, чтобы достигнуть признания
Или уважения. Но никакое учреждение не обладало достаточ-
Ною силою: поэтому почти вовсе и не обращались к учрежде-
Ниям. Если бы феодальные суды и парламенты проявляли ка-
Кую-нибудь деятельность, то они гораздо чаще встречались бы
В истории и были бы в ней более заметны; но они совершен-
Но стушевываются.
Впрочем, тут нет ничего удивительного: на то есть причи-
На, более глубокая и важная, нежели все те, которые уже ука-
Заны мною.
Из всех правительственных систем и всех родов полити-
Ческих гарантий, труднее всего установить и упрочить систе-
103
UKMzOS JKT{KLTYS
Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
Ной местности, каждому отдельному обществу такую прави-
Тельственную власть, какую только они могут проявить. Одна
Лишь ничтожная доля этой власти, необходимая для сохране-
Ния целого общества, переносится в центр его и принимает
Там форму центрального правительства. Федеративная систе-
|
|
Ма, в теории самая простая, представляется самою сложною
На практике. Чтобы согласить допускаемую ею степень мест-
Ной независимости и свободы с тою степенью общего под-
Чинения, какую она в известных случаях требует и предпола-
Гает, необходимо значительное развитие цивилизации. При
Слабости принудительных средств, которыми располагает фе-
Деративная система, установление и поддержание ее гораз-
До более зависит от воли, от личной свободы человека, не-
Жели установление и поддержание какой бы то ни было дру-
Гой системы.
Итак, федеративная система очевидно требует от обще-
Ства, к которому она применяется, наибольшей суммы разу-
Ма, нравственности, цивилизации. А между тем эту-то имен-
Но систему и старался установить феодализм. Феодальная сис-
Тема была настоящею федерациею. В основании ее лежали
Те же начала, на которых утверждается ныне, например, фе-
Дерация Североамериканских Соединенных Штатов. Она ос-
Тавляла каждому владельцу наибольшую долю правительствен-
Ной власти, а сюзерена или общее собрание баронов облекала
Только возможно меньшею частью этой власти, да и то лишь
На случай необходимости. Отсюда понятна невозможность
Установить подобную систему среди невежества, среди гру-
Бых, необузданных страстей, словом — среди всех нравствен-
Ных несовершенств людей в феодальную эпоху. Свойства та-
Кого правительства противоречили идеям и нравам тех самых
Людей, к которым оно должно было применяться. Можно ли
Удивляться после этого неудаче подобных попыток политиче-
Ской организации?
104
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Мы рассмотрели феодальное общество сначала в простей-
Шем, основном его элементе, потом в целом его составе. Ис-
Ходя от этих двух точек зрения, мы старались найти, что оно
Сделало и что по самой природе своей должно было сделать
В отношении к развитию цивилизации. Из всего сказанного
вытекает два следствия:
) Феодальная система должна была оказать весьма сильное и,
Вообще говоря, благотворное влияние на внутреннее разви-
Тие отдельной личности. Она возбуждала в людях идеи, силь-
Ные ощущения, нравственные потребности; она послужила
К развитию благородных характеров и побуждений.
) С общественной точки зрения, она не могла установить ни-
Какого законного порядка, никакой политической гарантии.
Она была необходима для возрождения в Европе общества,
До такой степени расстроенного варварством, что оно стало
окончательно неспособно к более правильной организации;
Но и феодальная форма, недостаточная в самих основаниях
Своих, не могла достигнуть ни более правильного устройства,
Ни расширения. Единственное политическое право, которо-
Му феодальное устройство сумело дать силу в европейском об-
Ществе — это право сопротивления. Я говорю не о законном
Сопротивлении: в столь неразвитом обществе о нем не мог-
Ло быть и речи. Прогресс общества состоит именно в заме-
Не, с одной стороны, частного произвола общественною вла-
Стью, с другой — личного сопротивления законным. Такова
Высокая цель, главное усовершенствование общественного
порядка. Личной свободе предоставляется большой простор;
Но когда она заблуждается, когда от нее приходится требовать
Отчета в действиях, тогда вступает в свои права обществен-
Ное мнение; от него исключительно зависит решение процес-
|
|
Са, начатого против индивидуальной свободы. Такова систе-
Ма законного порядка и законного сопротивления. Нетрудно
105
UKMzOS JKT{KLTYS
Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
Чего подобного. Право сопротивления, нашедшее себе защи-
Ту и применение в феодальном устройстве, было правом со-