Метод определения ведущей системы восприятия информации

(Родионов, Ступницкая, 2002)

 

Для определения уровня визуального восприятия, испытуемому предъявляют на отдельном листе символы и просят запомнить все, что на нем изображено. Для детей школьного возраста лучше всего использовать буквы и цифры вперемежку (цифр меньше) в количестве примерно 15 (для начальной школы – 10). Время ограничено – на один символ отводится 1-1.5 секунды. После этого лист убирается, и испытуемый записывает все, что он запомнил (порядок можно не соблюдать).  

Для определения уровня аудиального восприятия испытуемому зачитывается вслух уже другой набор букв и цифр (либо других символов, например, слов) с интервалом между символами 3-4 секунды. После того как все символы зачитаны, испытуемый также записывает все, что заполнил.

Для определения уровня кинестетического восприятия третий набор символов «пишется» пальцем у испытуемого на спине (после проведения небольшой тренировки). Задача ученика – понять, запомнить, и только после предъявления всех символов он их записывает.

После проведения тестирования проверяется правильность воспроизведения символов. Ведущей системой восприятия считается та система, где наибольшее количество воспроизведенных символов и допущено меньше всего ошибок. Если же таких систем две, то можно говорить о преобладании двух систем восприятия

Для того чтобы определить, как ученику легче запоминать, а затем восстанавливать информацию в различных модальностях, можно использовать методику, описанную Майклом Гриндером.

Модальностью «входа» будем называть сенсорный канал, по которому поступает информация. Модальностью «выхода» - сенсорный канал, по которому демонстрируется понимание данной информации. Пример: В/вход – А/выход.

Вместе с испытуемым выберите предметы, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически (монетки, пуговицы, скрепки – каждого по два). Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол напротив друг друга, поставьте на стол ширму-перегородку, например большую книгу.

Положите любые 4 предмета перед ширмой. Убрав на непродолжительное время ширму, покажите испытуемому свой набор предметов и попросите его их запомнить. После этого закройте ширмой свои предметы и попросите учащегося сложить те же предметы в том же порядке. Проверьте качество работы. Вы таким образом имитировали ситуацию В/вход – К/выход. Если испытуемый справился слишком легко, следует усложнить ситуацию.

Повторите работу, имитируя А/вход – А/выход, т.е. опишите испытуемому последовательность предметов перед ширмой и попросите его рассказать об этой последовательности.

Теперь имитируйте ситуации: В/вход – А/выход (он смотрит, а затем говорит); А/вход – К/выход (он слушает вас, а затем сам рассказывает); К/вход – А/выход (он ощупывает предметы не глядя, затем рассказывает); К/вход – К/выход (он ощупывает не глядя, затем сам складывает).

Проанализируйте полученные результаты. Нужно помнить, что цель этого упражнения – определить одну или несколько сильных комбинаций или самую слабую.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: