Инструкция: «Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов.
Вопросы:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте сумму баллов по вопросам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»)
П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)
Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.
Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.
Комплексная анонимная анкета школьника-старшеклассника
(Разработана специалистами Центра медико-психологических проблем образования Академии ПКиПРО.)
Инструкция.
Дорогой друг! От того, какими будут российские ШКОЛЫ, во многом зависит, какой будет жизнь в нашей стране. А помочь сделать школу лучше, занятия интереснее может не только учитель, директор школы, министр, но и каждый школьник. Поэтому мы надеемся на твою помощь в этой области.
С этой целью мы подготовили небольшую анкету, которую я прошу тебя заполнить. Указывать свое имя не надо — анкета анонимная, никто из учителей не будет знакомиться с бланками ответов. Важен обобщенный результат.
Для ответа на вопрос в одних случаях надо выбрать предложенный вариант ответа, в других — кратко ответить своими словами
Просим быть искренними — ведь анкета анонимная, а интересы у нас общие.
1. Уроки по каким предметам нравятся тебе больше всего? (не более З предметов)
2. Почему тебе понравились именно эти предметы? (кратко)
3. Если бы ты приехал(а) из другого города, то поступил(а) бы в ту же школу, в которой учишься сейчас, или в какую-либо другую?
4:. Испытываешь ля ты чувство усталости на уроках в школе?
а) да, почти всегда; б) да, достаточно часто; в) редко; г) нет, я совсем не устаю.
5 Какие уроки чаще (или всегда) вызывают у тебя ощущение усталости?
б. Какие дни недели в этом учебном году показались тебе самыми тяжелыми по учебной нагрузке?
7. Устаешь ли ты обычно к концу недели?
а) да, всегда; б) часто; в) редко; г) никогда.
8. Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?
а) да, всегда; б) часто; в) редко; г) никогда.
9. Какое эмоциональное состояние преобладает у тебя в школе?
а) радостное; б) сосредоточенное; в) безразличное; г) раздраженное; д) угнетенное
е) какое-то другое (назови).
10. Какие уроки нравятся тебе потому, что нравятся стиль и методы преподавания учителя?
11. Какие уроки не нравятся тебе потому, что не нравятся стиль и методы преподавания учителя?
12. Уроки по каким предметам ты исключил(а) бы из расписания или сократил(а) по количеству? Рядом с названием предмета укажи, почему.
а) слишком трудные; б) мне не пригодятся; в) неинтересные;
г) не нравится, как их преподают; д) что-то иное (укажи).
13. Возникают ли у тебя на уроках состояния сильного стресса?
а) да, часто; б) иногда; в) редко; г) нет, не возникают.
14. Бываешь ли ты расстроен(-а) несправедливым отношением учителя?
а) да, часто; б) иногда; в) редко; г) нет, никогда.
15. Переживаешь ли ты в школе состояния радости; если да, то когда?
а) часто, почти каждый день; б) только на переменах; в) только на уроках;
г) бывает, но редко; д) нет, не переживаю.
16. Хотел(а) бы ты после окончания института работать в своей школе?
а) да, учителем; б) да, директором; в) еще не решил(а); г) нет.
17. Сколько, в среднем, времени тебе приходится тратить ежедневно на выполнение домашнего задания?
а) по несколько часов ежедневно; б) 2—З часа каждый день; в) около часа ежедневно;
г) каждый день по-разному; д) что-то иное.
18. Остается ли у тебя время на отдых, после уроков и выполнения домашнего задания?
а) да, остается;
б) остается, но мало; в) почти не остается; г) совершенно не остается.
19. Как ты оцениваешь состояние своего здоровья?
а) отличное; б) хорошее; в) удовлетворительное; г) плохое.
20. Как, по твоему мнению, влияет школа на здоровье учащихся?
а) хорошо влияет; б) почти не влияет; в) плохо влияет; г) не знаю.
21. Помогает лично тебе школа заботиться о своем здоровье?
а) да, помогает; б) немного помогает; в) совсем не помогает; г) не знаю.
22. Как ты оцениваешь состояние здоровья большинства своих учителей?
а) хорошее; б) удовлетворительное; в) плохое; г) не знаю.
ОПРОСНИК "САН"
Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:
индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл;
следующий за ним индекс 2 — за 2;
индекс 1 — за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие — 5,4; активность — 5,0; настроение — 5,1.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Код опросника: