Вопросы истории «старого порядка», являющиеся частью проблематики истории революции, понимаемой в широком плане, и сама история Французской революции XVIII в. продолжают вызывать интерес французских историков, хотя и в меньшей степени, чем раньше. Очень велика была в изучении революции роль Жоржа Лефевра (1874-1959), крупнейшего французского историка и прогрессивного деятеля.
Ж. Лефевр в период между двумя войнами был автором широко известных трудов «Крестьяне департамента Нора во время Французской революции» (1924), «Великий страх в 1789 г.» (1932) и «Аграрный вопрос во время террора» (1932), в которых он, изучая классовую борьбу в деревне, стремился «включить крестьянство в общую перспективную историю французской нации и способствовать тем самым выявлению оригинальных черт нашей цивилизации», а также обобщающих работ по истории революции и наполеоновскому периоду, которые неоднократно переиздавались.
С 1932 г. Ж. Лефевр стал президентом Общества по изучению робеспьеризма (Societe des etudes robespierristes) и главным редактором журнала общества «Анналы истории Французской революции». В 1937 г. он был избран в Сорбонне на кафедру истории Французской революции и организовал Институт истории революции.
В годы нацистской оккупации Франции Ж. Лефевр, участник Сопротивления, был отстранен от преподавания, прекратилось и издание его журнала. После освобождения Парижа Ж. Лефевр вернулся на кафедру Сорбонны.
В 1946 г. ему удалось возобновить издание журнала и регулярную работу Общества по изучению робеспьеризма. Ж. Лефевр сыграл весьма значительную роль в воспитании нового поколения историков; его учениками являются многие современные французские историки. Направляемые до 1959 г. Ж. Лефевром Общество по изучению робеспьеризма и его журнал достигли в послевоенные годы серьезных успехов в исследовании проблем Французской революции. Продолжая традиции изучения социально-экономических аспектов революции, истории борьбы народных масс в Париже, провинциальных городах и в деревне в революционные годы, историки, группирующиеся вокруг общества и его журнала подготовили ценные документальные публикации, в том числе несколько очередных томов полного собрания сочинений М. Робеспьера, и ряд специальных монографий, основанных на широком круге источников и серьезных статистических подсчетах. Это помогло, в частности, преодолеть целый ряд ошибочных взглядов организатора общества А. Матьеза. Они значительно глубже, чем А. Матьез, раскрыли причины разрыва политики правительства Робеспьера с жизненными интересами народных масс и в конечном итоге причины термидорианского переворота 1794 г. Важную роль в этом сыграла труды прогрессивных историков — учеников Жоржа Лефевра: Альбера Собуля, Джорджа Рюде и Ричарда Кобба.
После смерти Лефевра в 1959 г. общество и журнал возглавил президиум из четырех человек (Ж. Годшо, Э. Лябрусс, М. Рейнар и А. Собуль), который отражает сотрудничество в изучении революции историков различных методологических направлений, взгляды которых по многим кардинальным проблемам революции резко расходятся. Достаточно указать на самые существенные различия между Ж. Годшо — сторонником концепции атлантической революции, по существу растворяющей Французскую революцию XVIII в. в различных как крупных, так и мелких событиях по обе стороны Атлантического океана (это неизбежно ведет к принижению значения Великой французской революции), и А. Собулем — историком, показывающим огромную роль городских и сельских низов в революции.
Преемником Ж. Лефевра по кафедре Французской революции и по руководству Институтом истории революции в Сорбонне стал с 1946 г. Марсель Рейнар, католик, сторонник консервативных взглядов, испытавший влияние идей М. Блока. Уже первые работы М. Рейнара, появившиеся еще до второй мировой войны, были связаны с проблематикой революции и «старого порядка».
В 1943 г. в оккупированном Париже был издан популярный очерк М. Рейнара, наглядно характеризующий позиции автора и рассчитанный на широкие круги читателей, под названием «Генрих IV, или спасенная Франция». Во введении к своей книге М. Рейнар писал: «Сегодня, когда Франция страдает — что может быть... более законным и, возможно, более благотворным, чем обратиться к нему (т. е. Генриху IV), перечитать его жизнь, выяснить главные идеи, господствовавшие в его уме».
Книга М. Рейнара представляла в известном отношении апологию Генриха IV. М. Рейнар утверждал, что Генрих IV был «облечен провиденциальной миссией во Французском королевстве. Эта миссия была выполнена. Генрих точно сыграл свою историческую роль, исключительную и незабываемую роль восстановителя и умиротворителя... Он установил мир и порядок, правосудие и мощь, безопасность и надежду, воплотил в жизнь упования слабых и добрые отношения между всеми. Единение, установившееся между французами, обеспечило величие Франции в мире».
В послевоенные годы М. Рейнар много занимался демографическими проблемами и в 1949 г. издал большой обзор «История населения во всем мире с 1700 до 1948 г.». Подчеркивая важность изучения демографии, он писал, что «история населения становится ветвью всеобщей истории, необходимым элементом для познания целого, как исследование, основывающееся на статистике, биологии, экономике, умственном и религиозном движении и географии».
Анализируя довольно большой материал по истории населения земного шара, М. Рейнар в то же время уделял неправомерно мало внимания теснейшей связи и зависимости состояния народонаселения от социальных условий жизни общества, от общественного строя, при котором оно живет, без чего невозможно плодотворное решение демографических проблем. Правильное понимание последних имеет очень большое значение для изучения истории народных масс и их решающей роли в историческом процессе.
Вместе с тем Рейнара продолжала привлекать и тематика Французской революции. В 1950-1952 гг. был издан его большой двухтомный труд о Лазаре Карно, написанный на материалах личного архива семьи Карно, с широким привлечением документов других французских архивов. М. Рейнару присуща идеализация своего героя, что видно даже из названия книги: «Великий Карно», из попыток представить Карно чуть ли не главным организатором побед революции.
После избрания М. Рейнара в Сорбонну демографическая тематика заняла очень большое место в работе руководимого им Института истории революции, где исследуются демографические проблемы истории революции и наполеоновского периода. «Демографическая история, — подчеркивал М. Рейнар, — должна дать как более полное представление о революции, так и лучшее понимание истории населения Франции».
Эти исследования должны, по мнению М. Рейнара, выяснить «место демографии среди причин революции так же, как в ее развитии и кризисах». «История населения, — утверждал М. Рейнар, — не является чисто количественной, как об этом часто думают. Она содержит изучение условий жизни, здоровья, болезней и факторов, влияющих как на плодовитость, так и на смертность, или же факторов, относящихся ко всем областям истории, — экономических, религиозных, социальных, психологических». Демографические работы М. Рейнара в ряде отношений — пример того, как разрабатывается демографическая проблематика в современной французской историографии.
Демографические и психологические факторы играют видную роль и в изучении М. Рейнаром в то время истории французской армии во время революции. Его, в частности, занимали вопросы неповиновения королевских войск, отказавшихся действовать против сил революции, и дезертирства из армии во время революционных событий. В работе «О революционной роли армии в период Французской революции 1789 г.». М. Рейнар изучал психологический механизм падения дисциплины в королевской армии, которое, по его мнению, явилось причиной победы революции.