Задание 2. Кейс-стади
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Примерный хронометраж занятия
№ | Этап занятия | Время |
Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала | 3 мин | |
Дискуссия по вопросам темы 1-5, выполнение задания 1. | 32 мин | |
Просмотр учебного видеофильмов «Моделирование анафилактического шока» и «Ролевая игра. Патогенез анафилактического шока», просмотр видеороликов | 15 мин | |
Перерыв | 10 мин | |
Обсуждение вопросов 6- 7 | 10 мин | |
Выполнение задания 2 | 15 мин | |
Тестирование | 10 мин | |
Подведение итогов занятия, оценивание компетенций | 5 мин |
Просмотр учебного фильма «Моделирование анафилактического шока у морской свинки»
Задание №1. Методика моделирования анафилактического шока у морской свинки.
Методика: сенсибилизированной к лошадиной сыворотке морской свинке внутрисердечно вводят разрешающую дозу аллергена (1мл лошадиной сыворотки). Наблюдают картину анафилактического шока у животного. После гибели морскую свинку вскрывают, обращая внимание на состояние легких. Делают выводы.
|
|
Топография сердца: слева от края на уровне 2 и 3 межреберья указательным пальцем левой руки находят сердечный толчок. Правой рукой иглу шприца вводят перпендикулярно до провала в полость сердца. Появление крови внутри шприца при оттягивании поршня свидетельствует о правильности всех манипуляций для внутрисердечного введения сыворотки.
Задача № 1.
Через 20 мин после инъекции антибиотика пациенту с флегмоной голени у него возникло беспокойство, чувство страха, двигательное возбуждение, сильная пульсирующая головная боль, зуд кожи, покраснение лица, потливость; АД — 180/90 мм рт.ст., пульс 120. В связи с этим врач направил пациента в палату и предложил лечь в кровать. Через 20 мин состояние больного резко ухудшилось: появилась слабость, бледность лица, нарастающее чувство удушья с затруднением выдоха, спутанность сознания, клонико‑тонические судороги; резко снизилось АД — до 75/55 мм рт.ст. Пациенту были оказаны меры неотложной медицинской помощи.
Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:
1.Какое патологическое состояние развилось у пациента после введения ему антибиотика?
2.Объясните этиологию и патогенез возникшей патологии
3.Является ли возникшая патология угрожающей жизни пациента
4.Обоснуйте принципы патогенетической терапии данного состояния
Задача 2
Во время сенокоса у одного из членов бригады появились следующие симптомы: зуд, гиперемия и отечность век; ощущение «песка в глазах»; светобоязнь, слезотечение; зуд твердого неба, глотки, слизистой оболочки носа; профузный насморк, неукротимые приступы чиханья; затруднение носового дыхания вплоть до полного его прекращения; кашель с обильным выделением мокроты; отмечались приступы удушья. Эти явления сопровождались утомляемостью, снижением аппетита, раздражительностью, нарушением сна. Температура тела – 38-39оС. Больному поставлен диагноз «Поллиноз»
|
|
Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:
1. Какой тип гиперчувствительности лежит в основе поллиноза
2. Составьте схему патогенеза данной патологии
3. Какие особенности имеет IgE и IgG4, отличающие их от иммуноглобулинов других классов? Почему у больных с атопией может и не быть увеличение концентрации IgE в сыворотке крови?
4. Объясните патогенез симптомов
Задача № 3.
Больная К., 28 лет, по поводу острого бронхита в течение 5 дней получала ежедневно по одной инъекции пенициллина (600000ЕД). На 6 день после первого введения препарата у больной появились огромные бляшки крапивницы, приподнимающиеся над поверхностью отечной кожи. Сыпь покрыла кожу лица, спины, живота, бедер. Температура тела колебалась от 37,7° до 38,3°С.
Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:
1.Какой тип гиперчувствительности лежит в основе аллергической реакции, развившейся у больного?
2.Составьте схему патогенеза данной патологии
3.Объясните патогенез симптомов
4.Объясните механизм повышения температуры тела при крапивнице
Задача № 4.
В результате лечения по поводу остеохондроза поясничного отдела позвоночника нестероидными противовоспалительными препаратами у больного развилась лейкопения лекарственного происхождения. Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:
1. Какой тип гиперчувствительности лежит в основе аллергической реакции, развившейся у больного?
2. Какие аллергены (по происхождению) могут вызвать данный тип аллергических реакций? Что такое «забарьерные ткани»?
3. Объясните патогенез уменьшения количества лейкоцитов у данного больного (составьте схему патогенеза)
4. Приведите примеры заболеваний, протекающих по данному типу аллергических реакций
Задача № 5
У больного через 7 дней после введения противостолбнячной сыворотки температура тела повысилась до 39 оС, появилась сильно зудящая сыпь. Отмечалось поражение суставов (артралгия, скованность). На 2-ой неделе заболевания увеличились лимфатические узлы и селезенка. Больной жаловался на слабость, одышку, сердцебиение, боли в области сердца.
По какому типу гиперчувствительности развилась аллергическая реакция у больного? Каков механизм наблюдаемых нарушений? Составьте схему патогенеза.
Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:
1. Какое заболевание развилось у больного?
2. По какому типу гиперчувствительности протекает данное заболевание?
3. Составьте схему патогенеза данной патологии.
4. Объясните механизм повышения температуры тела.
Задача № 6.
Ребенку была сделана проба Манту (внутрикожно вводится туберкулин - туберкулезный очищенный аллерген). Через 6-12 минут на месте введения туберкулина появились первые признаки реакции, которые достигли максимальной выраженности через 24-48 часов.
Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:
1.Какой тип гиперчувствительности лежит в основе пробы Манту?
2.Составьте схему патогенеза аллергической реакции данного типа
3.О чем свидетельствует положительная туберкулиновая проба?
4.Как клинически проявляется положительная проба Манту? Какой клеточный состав воспалительного инфильтрата?
Задача № 7.
Больная Ш., 38 лет, обратилась к врачу-аллергологу с жалобами на появление красных зудящих пятен на коже лица в холодную погоду. Отмечает также, что при умывании холодной водой у нее возникает зуд и резкий отек кожи в месте соприкосновения с водой. Холодовая экспозиционная проба на коже плеча путем прикладывания льда возникли гиперемия, волдырь.
|
|
Объясните возможные механизмы такой реакции на холод.