Практическая работа

Примерный хронометраж занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ № 7: НАРУШЕНИЯ ВОДНО – ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • Формирование знаний по патофизиологии водно-электролитного баланса.
  • Применение знаний теоретического материала при составлении схем патогенеза

· Формирование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· Сформировать знания по этиологии и патогенезу нарушений водно-электролитного обмена

· Сформировать навыки составления схем патогенеза, выделения ведущих звеньев патогенеза различных клинических видов отеков.

· Сформировать навыки использования глоссария на трех языках при разборе темы занятия

· Совершенствовать коммуникативные навыки ведения дискуссии

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Формы нарушения водного баланса организма.

2. Обезвоживание, виды по патогенезу, причины, изменение осмотического давления во вне- и внутриклеточных секторах при различных видах обезвоживания. Основные проявления и их патогенез.

3. Положительный водный баланс (изо-, гипо-, гиперосмоляльная гипергидрия), причины, патогенез. “Водная интоксикация” - понятие, причины, механизмы развития.

4. Отеки, определение. Патогенетические факторы отеков, характеристика.

5. Клинические виды отеков, механизмы развития. Особенности нарушений водного обмена у детей.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, демонстрация эксперимента по моделированию отеков, составление схем патогенеза

Этап занятия Время
  Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 3 мин
  Дискуссия по вопросам темы 35 мин
  Выполнение заданий 1-3 10 мин
  Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 2 мин

Задание № 1. Проанализировать результаты эксперимента «Значениеосмотического давления тканей в развитии отека».

Методика: в опыт берут двух лягушек приблизительно одинакового веса. Одной лягушке подкожно в спинной лимфатический мешок вводят 2 мл физиологического раствора, другой – 2 мл 20% раствора хлористого натрия. Лягушек взвешивают и помещают в банки с водой. Через 50-60 минут лягушек извлекают из воды и повторно взвешивают. Полученные данные заносятся в протокол и обсуждаются. Делают выводы.

Данные эксперимента

Животные Введенные растворы Вес лягушки  
Исходный Через 1 час
Лягушка 1 2,0 мл изотонического раствора    
Лягушка 2 2.0 мл 20% раствора хлорида натрия    
Задание № 2. Проанализировать результаты эксперимента «Значение гемодинамического фактора в развитии отека (опыт Фишера)».

Методика: лягушке за несколько часов до занятия на одну из задних конечностей накладывают жгут. На занятии отмечают степень увеличения в объеме конечности ниже лигатуры, изменение окраски. Прокалывают иглой кожу конечности в области отека, наблюдают выделение отечной жидкости. Объяснить механизм развития отека.

Задание № 3. Проанализировать результаты эксперимента «Значение снижения онкотического давления крови в развитии отека (опыт Старлинга»).

Методика: обездвиженной лягушке вскрывают грудную и брюшную полости, удаляют перикард, надрезают аорту и по направлению к периферии вставляют канюлю с надетой на нее резиновой трубкой, которая соединяется с резервуаром, содержащим 0,5% раствор хлористого натрия. Указанный раствор перфузирует сосудистую систему лягушки и выливается из надреза в аорте. Лягушку подвешивают за нижнюю челюсть к весам. Через 15-30 минут после начала перфузии отмечают изменение массы, развитие отека. Объяснить патогенез гипергидрии у лягушки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: