Тема 2. Правовой режим земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
2. Правовой режим земельных участков, предоставленных для жилищного и гаражного строительства.
3. Правовой режим земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
Земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов выделяют в отдельную категорию. Эта категория представляет собой самостоятельную часть земель Республики Беларусь, но объединяет в своем составе разнородные виды земель, каждый из которых имеет определенные особенности.
По составу в эту категорию входят следующие виды земель:
- во-первых, земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. У данного вида земель есть общий признак - территориальный, связанный с их нахождением внутри границ населенных пунктов, для размещения и развития которых они используются. При этом не все земли, расположенные в границах населенных пунктов, отнесены к землям населенных пунктов. Статья 6 исключает из этих земель «земли, отнесенные к иным категориям в этих границах», допуская тем самым существование на территории населенных пунктов земельных участков, входящих в различные категории с разным правовым режимом. Такой подход фактически разрушает целостное правовое регулирование данной категории земель, поскольку она формируется по остаточному признаку - в ее состав включаются только земли, не отнесенные к другим категориям, в границах населенных пунктов;
|
|
во-вторых, земли садоводческих товариществ, дачных кооперативов, которые по своему целевому назначению не относятся к населенным пунктам, а по местоположению обычно находятся за пределами поселений, но которые приравниваются к другим землям населенных пунктов.
Земли, расположенные в границах населенных пунктов, являются составной частью их территории. Юридическое понятие населенных пунктов и их классификация дается в административном законодательстве. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-3 «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» населенный пункт определяется как компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. Классификация населенных пунктов проводится по административно-территориальному признаку на городские и сельские с учетом численности проживающего населения, уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры, государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.
|
|
Разделение населенных пунктов на города (г. Минск - столица Республики Беларусь), города областного подчинения, города районного подчинения), поселки городского типа (городские, курортные и рабочие) и сельские населенные пункты (агрогородки; поселки, деревни; остальные) определяет состав земель населенных пунктов по административным признакам. На правовой режим земель этих населенных пунктов влияет их отнесение к административно-территориальным или территориальным единицам. В соответствии со ст. 3, 6 Закона к административно-территориальным единицам относятся города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. В соответствии с их статусом земельное законодательство устанавливает систему управления землями населенных пунктов.
Сельские населенные пункты всех видов, в том числе агрогородки, даже если они являются административными центрами сельсовета, рассматриваются как территориальные единицы, не имеющие самостоятельных органов управления. Поэтому земли сельских населенных пунктов, и поселков городского типа, в которых имеются органы управления, находятся в ведении соответствующих исполнительных комитетов.
Населенные пункты и входящие в состав их территории земли подлежат учету и регистрации в едином Реестре административно-территориальных и территориальных единиц, который является составной частью государственного земельного кадастра и ведется научно-производственным государственным республиканским унитарным предприятием «Национальное кадастровое агентство» Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Границы населенных пунктов, которые определяют внешние пределы их земель, устанавливаются и изменяются в процессе административно-территориального устройства. Так, границы г. Минска, городов областного подчинения устанавливаются и изменяются Президентом Республики Беларусь, областные Советы устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, границы сельских населенных пунктов устанавливаются и изменяются районными Советами депутатов.
Границы населенных пунктов на местности устанавливаются в процессе землеустройства в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь при установлении границ административно-территориальных, территориальных единиц. Имеются особенности технологии нанесения на карты границ городов и иных населенных пунктов в зависимости от того, имеется ли информация о них в базе данных земельно-информационной системы.
Использование земель населенных пунктов подчиняется принципу функционального зонирования, закрепленному в законо дательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В соответствии со ст. 50 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в пределах границ (черты) населенных пунктов могут выделяться территориальные зоны следующих видов:
|
|
жилые зоны;
общественно-деловые зоны;
производственные зоны;
зоны транспортной, инженерной инфраструктуры;
рекреационные зоны;
сельскохозяйственные;
зоны специального назначения;
иные территориальные зоны, определенные законодательством.
Эти зоны разделяются по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов и могут включать земельные участки, которые будут относиться к землям различных категорий.
Местные исполнительные и распорядительные органы с учетом местных условий могут устанавливать иные территориальные зоны.
Территориальные зоны в населенных пунктах могут включать в себя территории общественного пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы и иные объекты).