Понятие и общая характеристика правового режима земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов

Тема 2. Правовой режим земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов.

2. Правовой режим земельных участков, предоставленных для жилищного и гаражного строительства.

3. Правовой режим земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов.

Земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов выделяют в отдельную категорию. Эта категория представляет собой самостоятельную часть земель Республики Беларусь, но объединяет в своем составе разнородные виды земель, каж­дый из которых имеет определенные особенности.

По составу в эту категорию входят следующие виды земель:

- во-первых, земли, земельные участки, расположенные в гра­ницах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. У данного вида земель есть общий признак - террито­риальный, связанный с их нахождением внутри границ насе­ленных пунктов, для размещения и развития которых они ис­пользуются. При этом не все земли, расположенные в границах населенных пунктов, отнесены к землям населенных пунктов. Статья 6 исключает из этих земель «земли, отнесенные к иным категориям в этих границах», допуская тем самым существо­вание на территории населенных пунктов земельных участков, входящих в различные категории с разным правовым режи­мом. Такой подход фактически разрушает целостное правовое регулирование данной категории земель, поскольку она формируется по остаточному признаку - в ее состав включаются только земли, не отнесенные к другим категориям, в границах населенных пунктов;

во-вторых, земли садоводческих товариществ, дачных коопе­ративов, которые по своему целевому назначению не относятся к населенным пунктам, а по местоположению обычно находят­ся за пределами поселений, но которые приравниваются к дру­гим землям населенных пунктов.

Земли, расположенные в границах населенных пунктов, являются составной частью их территории. Юридическое поня­тие населенных пунктов и их классификация дается в админис­тративном законодательстве. В соответствии с Законом Рес­публики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-3 «Об администра­тивно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Бе­ларусь» населенный пункт определяется как компактно засе­ленная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспече­ния жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и соору­жения, собственное наименование и установленные в соответ­ствующем порядке территориальные пределы. Классификация населенных пунктов проводится по административно-террито­риальному признаку на городские и сельские с учетом числен­ности проживающего населения, уровня развития и специализа­ции производственной и социально-культурной инфраструкту­ры, государственных функций, осуществляемых на соответству­ющей территории.

Разделение населенных пунктов на города (г. Минск - сто­лица Республики Беларусь), города областного подчинения, города районного подчинения), поселки городского типа (город­ские, курортные и рабочие) и сельские населенные пункты (агрогородки; поселки, деревни; остальные) определяет состав зе­мель населенных пунктов по административным признакам. На правовой режим земель этих населенных пунктов влияет их отнесение к административно-территориальным или территори­альным единицам. В соответствии со ст. 3, 6 Закона к админи­стративно-территориальным единицам относятся города и по­селки городского типа, в которых созданы местные Советы де­путатов, исполнительные и распорядительные органы, а терри­ториальными единицами Республики Беларусь являются насе­ленные пункты, в которых не созданы местные Советы депута­тов, исполнительные и распорядительные органы. В соответ­ствии с их статусом земельное законодательство устанавливает систему управления землями населенных пунктов.

Сельские населенные пункты всех видов, в том числе агрогородки, даже если они являются административными центра­ми сельсовета, рассматриваются как территориальные единицы, не имеющие самостоятельных органов управления. Поэтому земли сельских населенных пунктов, и поселков городского типа, в которых имеются органы управления, находятся в ведении со­ответствующих исполнительных комитетов.

Населенные пункты и входящие в состав их территории зем­ли подлежат учету и регистрации в едином Реестре администра­тивно-территориальных и территориальных единиц, который является составной частью государственного земельного кадас­тра и ведется научно-производственным государственным республиканским унитарным предприятием «Национальное када­стровое агентство» Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Мини­стров Республики Беларусь.

Границы населенных пунктов, которые определяют внешние пределы их земель, устанавливаются и изменяются в процессе административно-территориального устройства. Так, границы г. Минска, городов областного подчинения устанавливаются и изменяются Президентом Республики Беларусь, областные Со­веты устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, границы сельских насе­ленных пунктов устанавливаются и изменяются районными Со­ветами депутатов.

Границы населенных пунктов на местности устанавливают­ся в процессе землеустройства в порядке, установленном Госу­дарственным комитетом по имуществу Республики Беларусь при установлении границ административно-территориальных, территориальных единиц. Имеются особенности технологии нанесения на карты границ городов и иных населенных пунктов в зависимости от того, имеется ли информация о них в базе дан­ных земельно-информационной системы.

Использование земель населенных пунктов подчиняется прин­ципу функционального зонирования, закрепленному в законо дательстве об архитектурной, градостроительной и строитель­ной деятельности.

В соответствии со ст. 50 Закона «Об архитектурной, градо­строительной и строительной деятельности в Республике Бела­русь» в пределах границ (черты) населенных пунктов могут вы­деляться территориальные зоны следующих видов:

жилые зоны;

общественно-деловые зоны;

производственные зоны;

зоны транспортной, инженерной инфраструктуры;

рекреационные зоны;

сельскохозяйственные;

зоны специального назначения;

иные территориальные зоны, определенные законодатель­ством.

Эти зоны разделяются по преимущественному функциональ­ному использованию территорий населенных пунктов и могут включать земельные участки, которые будут относиться к зем­лям различных категорий.

Местные исполнительные и распорядительные органы с уче­том местных условий могут устанавливать иные территориаль­ные зоны.

Территориальные зоны в населенных пунктах могут вклю­чать в себя территории общественного пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы и иные объекты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: