Основной профиль работы инженеров данной группы специальностей связан с разработкой, проектированием, производством и эксплуатацией различной вычислительной техники, устройств промышленной электроники, радиоаппаратуры широкого назначения. При этом в деятельности инженера часто имеют место макетирование, монтаж-сборка, ремонт, наладка, регулирование электронной и радиоаппаратуры, работа на ЭВМ и другие операции, для выполнения которых используются мелкие и микроскопические детали, тонкие инструменты, высокочувствительные приборы. Такая работа отличается также большим зрительным и умственным напряжением, длительной гиподинамией, вынужденной позой сидя, монотонность труда.
Инженеры рассматриваемых специальностей должны обладать острым зрением, отличным цветовосприятием, поскольку в схемах и при маркировке применяемых ими деталей часто используются цветовые обозначения. По цвету отличаются и соединительные провода. Для качественной работы необходимы подвижность основных нервных процессов, высокий уровень тактильной и кинестетической чувствительности пальцев рук. Требуются также большая ловкость, хорошая координация и точность движений рук, пальцев, подвижность их суставов, навыки и умения быстро и сноровисто манипулировать небольшими предметами, статическая выносливость мышц спины, туловища. Важны способность к продолжительной умственной работе, устойчивость к гиподинамии, умение сосредоточиться, хорошая память, системное мышление.
|
|
Инженеры-экономисты, менеджеры. Особенностями трудовой деятельности инженера-экономиста являются: продолжительное нахождение в малоподвижной позе (в основном сидя), монотонность операций, необходимость воспринимать через зрительный анализатор и перерабатывать огромное количество информации, выполнять большое количество мелких ручных операций, что связано с использованием клавишной и кнопочной вычислительной техники. Специфика такого труда является причиной ряда заболеваний (болезни сердца, кровеносных сосудов, нарушение обмена веществ, рабочая миопия, обусловленная постоянным напряжением органов зрения, нарушение осанки и др.). Поэтому инженеру-экономисту особенно необходимы занятия физическими упражнениями, обеспечивающими хорошее состояние центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, пальцев рук. Ему необходимы статическая выносливость мышц спины, туловища, живота, шеи, большая точность движений рук и пальцев. Требуется также умение быстро перерабатывать информацию, выносливость к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания.
|
|
На основе полученной информации формулируются задачи ППФП, отбираются наиболее эффективные средства, методы, формы их реализации.
3. Профессионально прикладная подготовка студентов, осваивающих различные специальности
3.1. Цель, задачи и критерии ППФП студентов технических вузов
Определение требований к инженерам современного промышленного производства, возможностей их реализации в процессе физического воспитания позволяет сформулировать направленность, цель, задачи и критерии эффективности ППФП студентов технических вузов.
Цель ППФП студентов технических вузов - содействие освоению конкретной профессии инженера, достижения ими необходимого уровня профессиональной деятельности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду. Эта цель вытекает из потребностей производства в специалистах, способных плодовито трудиться в усложняющихся условиях научно-технического, прогресса.
Основной задачей ППФП студентов технических вузов является формирование с помощью различных средств физической культуры и спорта профессионально важных свойств и качеств личности инженера.
В процессе физического воспитания будущих инженеров всех профессий должны решаться следующие профессионально-прикладные задачи.
- Развитие навыков и умений различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, выразительной речи, жестикуляции, рациональной ходьбы, умения наблюдать, педагогических, организаторских и командных навыков и способностей, формирование знаний, умений, привычек использования в прикладных целях физической культуры и спорта.
- Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, способности к интенсивной умственной работе, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, системы терморегуляции; совершенствование зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного анализаторов. Овладение коллективными и индивидуальными приемами поддержания необходимого уровня работоспособности в процессе трудовой деятельности.
- Укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний, прежде всего - заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.
- Формирование элементарных профессионально важных психофизических качеств: быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторной реакции, ловкости, выносливости, концентрации устойчивости внимания, памяти, оперативного мышления. Формирование интегральных качеств личности: помехоустойчивости и коммуникативности.
Решение этих профессионально-прикладных задач является специфической функцией физического воспитания.
Для успешного планирования и осуществления профессионально-прикладной подготовки студентов необходимо знать критерии ее эффективности. Можно выделить четыре группы таких критериев.
Критерии, характеризующие социально-экономическую эффективность ППФП
Показателем эффективности ППФП по рассматриваемому критерию является разница продуктивности производственной деятельности до и после подготовки занимавшихся и не занимавшихся ею.
- Критерии, характеризующие влияние ППФП на личность инженера в целом, его профессиональную дееспособность, развитие определенных свойств и качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.
- Критерии, характеризующие методику и организацию ППФП.
- Критерии, определяющие экономическую целесообразность ППФП. Показателем эффективности здесь являются материальные средства и общественно полезное время, затраченные в процессе подготовки на улучшение результатов труда или повышение уровня психофизиологической подготовленности людей.
|
|
Могут быть и другие критерии эффективности ППФП, но эти - основные.
Средства ППФП и их отбор
Особое значение при целенаправленном формировании и самоформировании профессионально необходимых свойств и качеств у будущего инженера имеют средства воздействия на организм студентов. В связи с этим очень важно четко уяснить, что представляют собой средства ППФП студентов технических вузов.
Средства ППФП студентов технических вузов - это обычные средства физического воспитания, но подобранные в полном соответствии с задачами ППФП будущих инженеров. К ним относятся физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы. Кроме того, применяются общепедагогические и специальные технические средства, воспитательные мероприятия.
Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.
Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности упражнений, их влияния на функционирование и надежность отдельных органов и систем выделяют упражнения, развивающие и совершенствующие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Физические упраж нения разделяют на упражнения для развития психофизических качеств: силы, быстроты движений, ловкости, внимания и т.д. Такие упражнения используются в общей физической и спортивной подготовке.
Для решения задач ППФП работников современного промышленного производства, наряду с физическими упражнениями, активно используются природные факторы: солнце, воздух, вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем может служить относительно самостоятельным средством ППФП.
|
|
К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относятся: санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий и оборудования; режим дня, сна; режим и рацион питания; отказ от вредных привычек; гигиена кожи и т.д.
При отборе средств для решения задач ППФП необходимо следовать также определенным критериям. Наиболее важным из них являются доступность средств для использования и интерес к нему со стороны занимающихся.
Большое значение играет способ отбора средств в ППФП. Эффективным приемом является сравнение тех требований, которые прибавляют к психофизической подготовке занимающегося физическое упражнение или другое средство физвоспитания, с требованиями, предъявляемыми производственной деятельностью к этой подготовке. Полезную информацию при выборе средств ППФП можно получить при анализе научной и методической литературы, по физиологии и психологии спорта, теории и методике спортивной тренировки, опросе выпускников технических вузов, активно занимающихся в студенческие годы спортом. Объективным методом отбора средств для ППФП является автоэксперимент.