Использование разных видов деятельности ребенка в целях экологического образования

Рассмотрим возможные варианты использования различных видов деятельности ребенка для целей экологического образования на отдельных примерах.

Игра. Игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников. Можно выделить три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр.

В дошкольной педагогике игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.
В последние годы разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом образовании. Так, к каждому блоку занятий программы «Наш дом — природа» создан комплекс разнообразных игр. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:

· Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. В рамках программы разработан ряд таких игр, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. Так, например, в процессе игры «Путешествие капельки» дети становятся капельками воды, которых мама Тучка отпускает погулять на землю и помочь людям, растениям, животным. На земле капельки сначала сливаются в ручейки, затем — в реки и, наконец, попадают в океан. По пути они поливают растения, поят животных и т.п. Когда пригревает солнце, капельки возвращаются к маме Тучке и рассказывают ей о том, что видели и что делали на земле. В результате дети 5—6 лет в игровой форме получают первые представления о круговороте воды в природе. Другая игра — «Деревья и черви» — разработана нами специально для первого знакомства детей с процессами образования почвы. Дети делятся на две команды. В каждой команде есть свое «дерево», которое осенью сбрасывает листья, и свой «дождевой червяк» со стаканчиками земли. В процессе игры, следуя определенным правилам, дети «меняют» опавшие листья дерева на почву, которую отдает «дождевой червяк». Тем самым закрепляется представление детей о формировании почвы и о роли в этом процессе живых организмов (дождевого червя).
При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания. Интересный опыт накоплен в детском саду № 149 г. Тольятти. В игры на тему семьи, дома они успешно включают ряд вопросов экологии жилища, в игру «Магазин» — вопросы об охране животных.

· Дидактические игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны. Много таких игр разработано самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Интеллектуальные игры. Анализ практики экологического образования в дошкольных учреждениях показал, что большой популярностью у воспитателей пользуются такие известные игры, как «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии их адаптации на дошкольный уровень (в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).

· Самостоятельная игра. В последнее время многие педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Наблюдения за детьми показали также, что в самостоятельную игру редко включается экологическое содержание. Связано это, в частности, и с акцентированием внимания педагогов и родителей на занятиях школьного типа, подготовке к школе. Некоторые дошкольные учреждения даже праздник посвящения в «юные экологи» проводят в форме школьного экзамена: ребенок должен выбрать на столе билет с вопросами и ответить на него экзаменационной комиссии. Создание условий для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны воспитателя.

Примеры игр к программе «Наш дом — природа»

Подвижная игра «Мы — капельки» (блок «Волшебница вода»)

Цель: закрепить представления о круговороте воды в природе.

Материалы и оборудование: бумажные короны для детей с рисунком капелек, одна корона с изображением Солнца, костюм или элемент костюма мамы Тучки (например, шляпа).

ХОД ИГРЫ

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она — мама Тучка, а ребята — ее детки-капельки. Дети окружают маму Тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, не баловаться, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан — дети делают широкий круг. Мама Тучка напоминает им, что они — капельки, зовет их домой. Появляется Солнышко, дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Она просит их рассказать о том, что каждый из них сделал на земле. Для этой игры необходимо подобрать музыкальное сопровождение.

Игра «Деревья и червяки» (блок «Почва — живая земля»)

Цель: показать «волшебные превращения» листьев в почву (круговорот веществ).

Материалы и оборудование: сделайте из плотной бумаги (подойдут и пакеты из-под молока, соков) листья (засушенные или бумажные, по количеству участников игры). Приготовьте столько же стаканчиков с землей (и для этих целей используйте упаковочный материал). Достаточно наполнить стаканчики наполовину. Кроме того, вам понадобятся шапочки (или бумажные короны) — две с изображением дождевого червяка и две с изображением дерева. Если дети умеют читать, можно сделать соответствующие надписи.

ХОД ИГРЫ

Разделите участников на две команды. В каждой команде должен быть свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии друг от друга чертятся два круга (можно просто положить спортивные обручи). Это «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, на полу находятся и стаканчики с землей. В противоположном конце помещения аналогично создаются два круга для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Дети-«деревья» также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья. Таким образом, «червяк» каждой команды находится напротив своего «дерева». На голове у каждого из них — соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом, каждая команда — возле своего дерева. По команде ведущего «Осень!» ребята, изображающие деревья, бросают один листок на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» участник должен как можно быстрее поднять этот лист и отнести его своему «червяку». Получив листок, «червяк» поднимает с пола стаканчик с землей и отдает его участнику игры, который, в свою очередь, быстро (не рассыпав при этом землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стаканчик с землей и становится позади других членов команды. «Дерево», получив землю, ставит стаканчик на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды и т.д. Команды повторяют действия до тех пор, пока последний участник не принесет своему «дереву» стаканчик с почвой. Как только «дерево» получает последний стаканчик с землей, оно «вырастает» — изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки-ветки вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: