Современные дети и природа

В заключение остановимся на одном важном моменте. Не секрет, что современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Многие воспитатели отмечали, что во время экспериментирования с песком, глиной, почвой дошкольники сначала просто боялись взять в руки «грязь» — за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателя, привыкнув к природному материалу, они начинали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной. При общении с животными некоторые дети замечали: «Фу, они противные, плохо пахнут, кусаются!» Многие городские дети совершенно не представляют связь продуктов питания с объектами природы. Они действительно уверены, что «булки растут на деревьях», а «молоко бывает только в магазине». Конечно, не все дети таковы, однако «отчужденных» от природы детей с каждым годом становится все больше. Без общения с природой (в том числе и городской) невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с окружающим миром. Да и можно ли любить то, чего боишься? Какой же выход из создавшейся ситуации? Детский сад должен стремиться как можно чаще выводить своих воспитанников в ближайшие зеленые зоны (в том числе и вместе с родителями), создавать соответствующие условия на территории сада, в группах, учить детей видеть необычное в обычном, обращать их внимание на туман, дождь, деревья, животных, которые окружают нас ежедневно.

К сожалению, иногда и сами дошкольные учреждения усугубляют отчуждение ребенка от природы, причем из самых лучших побуждений. Идя на поводу у родителей, они стремятся максимально его загрузить: с утра математика, чтение, французский, английский, потом музыка, ритмика, шахматы, бассейн, и так каждый день с утра до вечера с перерывом на обед и сон. Добавьте к этому еще и домашние задания школьного типа. При такой интенсивной подготовке к школе, к «будущей жизни» ребенку некогда жить своей нормальной, естественной именно для дошкольника жизнью: самостоятельно играть, наблюдать за объектами природы, экспериментировать. Приходилось даже слышать, что воспитателям некогда гулять с детьми! Но ведь это совершенно недопустимая ситуация. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень многого в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой. Родителям можно показать оздоровительную роль природы, научить использовать прогулки в лес, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Ян Амос Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение в наши дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: