Труд в природе

В дошкольной педагогике и психологии нет однозначного мнения по поводу выделения труда как самостоятельной деятельности ребенка в силу специфичности конечного продукта такой деятельности. Так, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и другие утверждают, что рано говорить о труде дошкольника как об особом самостоятельном виде деятельности, однако выделяют отдельные трудовые задания. Трудовая деятельность ребенка-дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В любом случае «труд в природе» традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы — и экологического образования дошкольников, и активно применяется в практике работы детских садов. В процессе труда в природе дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения.
В то же время организация и результаты труда в природе оцениваются разными специалистами неоднозначно. Так, Н.Ф. Виноградова отмечает, что по мере взросления (дошкольники — начальная школа) резко уменьшается количество детей, положительно относящихся к трудовой деятельности с природными объектами. Автор объясняет это отсутствием знаний и конкретных трудовых умений, не сформированной способностью необходимости такого труда и предлагает изменить его организацию, обратив внимание на реализацию ряда принципов, под которыми она понимает знание ребенком нравственных правил обращения с объектами природы, совершенствование трудовых умений и навыков природоохранного характера, доступность труда для конкретного ребенка, участие детей в процессе труда от его начала до получения результата. Нам кажется, что указанные направления можно дополнить реализацией личностно-ориентированного подхода и учетом гендерных особенностей. Во-первых, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка (один ребенок любит поливать растения, другой — кормить животных и т.п.). На практике же в детских садах преобладает подход, когда дети независимо от их настроения, желания обязаны под руководством воспитателя все вместе в данный конкретный момент поливать растения или вскапывать грядки. В то же время сами взрослые люди далеко не однозначно относятся к выращиванию комнатных растений и содержанию животных. У взрослого человека есть право выбора разных видов трудовой деятельности, ребенок же в детском саду такого права, как правило, лишен, что резко снижает его интерес к самому процессу ухода за объектами живой природы. Кроме того, воспитатель зачастую не объясняет, чем вызвана необходимость именно таких действий детей (почему животное нужно регулярно кормить, а растение — поливать и т.д.), то есть ребенок не ощущает значимость своих действий, у него не формируется чувство ответственности за состояние природных объектов. Дошкольнику же требуется понятный трудовой мотив.

Как показывает опыт, некоторые дошкольные учреждения создают на своей территории огороды с целью получения больших урожаев для представления их на выставках, конкурсах и т.п. При этом резко снижается воспитательная роль такого труда для детей, так как поставленные перед коллективом задачи могут осилить только взрослые (воспитатели, родители и т.п.). Дети же участвуют в трудовом процессе лишь на отдельных этапах, как правило, при посадке растений (ведь основной рост растений и сбор урожая происходит летом, когда многие дети не посещают дошкольные учреждения). С этих позиций более эффективным представляется выращивание детьми растений на мини-огородах, в теплицах, в комнатных условиях в течение всего года, когда ребенок может отследить результат своей работы от начала и до конца. Для повышения эффективности результатов трудовой деятельности требования, предъявляемые воспитателем к ребенку в процессе труда, должны учитывать возможности ребенка того или иного возраста, то есть труд в природе должен быть посильным для каждого конкретного ребенка.

Крайне важно при этом перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально-положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»).

Проблема учета гендерных особенностей в дошкольной педагогике стала подниматься только в последние десятилетия. Специалистами доказано, что у девочек и мальчиков существуют значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. Эти отличия ярко проявляются и в отношении к труду в природе, однако практически не учитываются педагогами. Так, по наблюдению воспитателей, девочки больше склонны к длительному ухаживанию за растениями, с удовольствием протирают листья, пересаживают, поливают растения, тогда как мальчики предпочитают более динамичные виды деятельности и чаще выбирают для ухода животных, а не растения. Учитывая это, педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности, предлагая детям различные ее виды:

— уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;
— работа на огородах разного типа;
— посадка деревьев, кустарников;
— содержание в порядке территории;
— посильная и безопасная очистка территорий (лес, парк, берег реки);
— починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономное природопользование);
— подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей;
— создание кормушек, дополнительных местообитаний для животных с учетом их природных особенностей.

В то же время в трудовую деятельность ребенка в природе нецелесообразно включать сбор живых организмов (так, некоторые детские сады в разделах своих программ «Экология и труд» выделяют задания по сбору гербария лесных, луговых растений).

Традиционно в дошкольной педагогике предполагалось, что труд человека в природе имеет только положительные результаты. Однако это не всегда соответствует реальности. Многие современные экологические проблемы порождены именно неграмотными подходами людей к своей трудовой деятельности. Так, то же сельское хозяйство, массовая организация несанкционированных огородов, неграмотное использование ядохимикатов, минеральных удобрений создали массу экологических проблем. Поэтому трудовую деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы у него уже с детства формировались элементарные, но экологически грамотные представления о сельскохозяйственных работах.

В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: