Правовой режим государственных природных заповедников. Правовой режим отдельных особо охраняемых природных территорий

Правовой режим отдельных особо охраняемых природных территорий

История создания заповедников в нашей стране насчитывает более 80 лет. Первый государственный заповедник «Баргузинский» (Республика Бурятия) был создан в 1916 г., второй - «Астраханский» - в 1919 г. Впо­следствии за годы существования СССР сложилась уникальная система заповедных территорий, включавшая в себя более 150 заповедников. По­сле распада СССР около половины заповедников перешло в ведение республик СНГ и в настоящее время находится в зонах международных конфликтов, часть вовлечена в активную хозяйственную деятельность, а некоторые просто прекратили свое существование.

На 31 декабря 2003 г. в Российской Федерации числилось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн. га, в том числе сухопутной площадью (с внутренними водоемами) 27,238 млн. га, что составляет 1,59% от территории России. В ведении Министерство природных ресур­сов и экологии России находилось 95 государственных природных заповедников, Российской академии наук - четыре, Минобразования России - один заповедник. Заповедники расположены на территории 19 республик, 5 краев, 35 областей, одной автономной области, 7 автономных округов.

Природные заповедники являются высшей формой ООПТ. Ими объявляются комплексы и объекты (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохран­ное, научное, экологическое, просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места со­хранения генетического фонда живых организмов.

Их цель - сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. С этой целью все объекты живой и неживой природы на территории государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования и подлежат защите со стороны государства под угрозой административного или даже уголовного преследования.

При создании заповедника учитывают следующие признаки:

- экологи­ческий (природный комплекс должен состоять из одной или нескольких не тронутых человеком естественных экосистем, быть эталоном приро­ды),

- географический (природный комплекс может быть типичным ланд­шафтом для данной местности или редким),

- биологический (сохранение многообразия растительных или животных сообществ, охрана редких видов растительного или животного мира и т. д.)

Для орга­низации заповедника на базе природного комплекса необходимо наличие угрозы существованию природных комплексов, то есть они должны нуж­даться в охране от различных видов негативного воздействия человека.

На заповедник как государственное научно-исследовательское учреж­дение возлагаются задачи:

1. Контрольно-охранительная - заключается в сохранении биологического разнообразия и поддержании в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

2. Научная - проведение экологического мониторинга, веде­ние летописи природы (годовой отчет заповедника, где указываются дан­ные обо всех изменениях в заповедных экосистемах), осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударствен­ной системы мониторинга окружающей природной среды; развитие научных исследований по теме заповедника и т. д.

3. Культурно-просветительная - экологическое просвещение, содейс­твие подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окру­жающей среды.

Заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

- комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

- биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенны­ми для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов расте­ний и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

- палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), пред­назначенными для сохранения и восстановления ценных водных объек­тов и экологических систем;

- геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов живой природы.

Государственные природные заповедники учреждаются постановлени­ем Правительства РФ, при условии согласия субъекта РФ на отнесение части его территории к объектам федеральной собственности (по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномочен­ного государственного органа РФ в области охраны окружающей среды). Правовой режим и условия особой охраны каждого конкретного запо­ведника определяются в положении о нем, утверждаемом Правительст­вом РФ.

Имущество заповедника является федеральной собственностью. Зем­ля, воды, недра со всеми находящимися в их пределах ресурсами расти­тельного и животного мира, историко-культурными и другими объектами передаются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование. Зда­ния, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ним на праве оперативного управления. Земельные уча­стки, иныеприродные ресурсы и имущество заповедников изымаются из оборота и не могут быть объектами сделок, предусмотренных граждан­ским законодательством.

Заповедники финансируются за счет средств федерального бюджета, а также могут самостоятельно распоря­жаться средствами, полученными от реализации конфискованных в уста­новленном порядке орудий охоты и рыболовства, полученных благотво­рительных взносов, за счет научной, природоохранной и иной деятель­ности, не противоречащей задачам их создания.

На территории заповедника запрещается строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительство зданий и сооружений, дорог, линий электропередачи (кроме необходи­мых для обеспечения деятельности заповедника), применение минераль­ных удобрений и химических средств защиты растений и иная деятель­ность, нарушающая естественное развитие природных процессов и угро­жающая состоянию природных комплексов и объектов.

В пределах заповедника выделяются участки, где запрещается всякое вмешательство в природные процессы. Заповедники закрыты для сво­бодного доступа, и пребывание в них посторонних лиц допускается лишь при наличии специального разрешения, выданного его администрацией.

На прилегающих к заповеднику участках могут создаваться охранные зоны с ограниченным регулируемым и контролируемым режимом приро­допользования. Данная территория не изымается у прежних землеполь­зователей, но их права ограничиваются с целью зашиты заповедников от неблагоприятных воздействий (запреты на охоту, рыболовство, рубку леса и т. д.).

Научной продукцией заповедников являются:

· итоговые и промежуточные отчеты о научно-исследовательских работах (НИР), выполненные по утвержденным программам НИР заповедников, в том числе ежегодная Летопись природы, с участием сотрудников заповедников;

· рукописные труды, в том числе диссертации и отзывы на них, а также их авторефераты, рецензии, неопубликованные научные статьи и др.;

· научно-практические рекомендации по охране природы и рациональному природопользованию;

· научно-методические разработки и рекомендации в области научных исследований и экологического мониторинга;

· программы научно-технических работ и технические задания;

· компьютерные базы данных и геоинформационные системы;

· первичная научная продукция, образовавшаяся в процессе НИР и зарегистрированная на бумажных, магнитных и иных носителях: тематические картотеки, сводные таблицы, дневники наблюдений, журналы регистрации, планы, карты, чертежи, схемы, рисунки, описания постоянных пробных площадей и др.;

· публикации в отечественных и зарубежных периодических и иных научных изданиях, монографии, сборники научных трудов заповедников;

· научные коллекции и музейные экспозиции;

· фото-, видео-, аудио- и фильмотеки, фотографии, негативы, слайды, видеоматериалы, представляющие научный интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: