Теория экологических систем: жизненная модель

Теория экологических систем: жизненная модель

Согласно жизненной модели, люди постоянно адаптируются во взаимообмене с разнообразными аспектами их окружения. Там, где мы можем развиваться посредством изменений и получать поддержку окружения, говорят о реципрокной (взаимной, обратимой) адаптации. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, стигма) «загрязняют» социальную среду, снижая возможность реципрокной адаптации. Живым системам (индивиды и группы) необходимо поддерживать баланс со средой. Мы все нуждаемся в подходящих вложениях (inputs, напр. информация, пища, другие ресурсы), чтобы поддерживать себя и развиваться.

Стресс происходит из

* жизненных трансакций (развивающие изменения, изменения статуса и роли, реструктурирование жизненного пространства)

* давлений среды (неравные возможности, резкие, неприятные и игнорирующие отношения с организациями)

* межличностные процессы (эксплуатация, несообразные ожидания)

Главная цель социальной работы - усилить адаптивные способности людей и повлиять на их окружение, чтобы трансакции были адаптивнее Главная цель социальной работы - усилить адаптивные способности людей и повлиять на их окружение, чтобы трансакции были адаптивнее

Три проблемные сферы часто проявляются в отношениях работника и клиента:

* социальные определения роли и статуса (напр., страх клиента перед официальным статусом или социальным классом работника)

* структура и функции агентства (напр., миссия и способы работы)

* профессиональные позиции (напр., этика)

На начальной фазе работник продумывает, анализирует проблему с теоретической стороны и путем достижения эмоционального контакта с чувствами и реакциями клиента.

Фаза продолжения сосредоточивается на изменениях в одной или более сферах внимания.

В завершающей фазе клиент и работник могут испытывать болезненное разделение, разрыв и поэтому необходимы подготовка и аккуратная внимательная работа по успешному завершению контракта. Процесс завершения зависит от фактора времени, типа услуг (например, индивидуальная работа со случаем часто ведет к более интенсивным, близким отношениям) и типом отношений (например, представьте, если социальный работник играл роль родителя в работе с ребенком).

Теория психосоциальной работы

Лисбет Юнссон и Гуннар Бернлер

Психосоциальная работа - это такой тип социальной работы, когда мы работаем с индивидами, семьями и группами и имеем намерение помочь людям как в их внутренних (психологичесих), так и внешних (социальных) проблемах.

Существует пять важных условий психосоциальной работы:

1. Психосоциальный подход. Следовательно, необходимо рассматривать "человека в его ситуации" как целое. Индивид должен рассматриваться в контексте, и мы должны сосредоточить внимание на взаимодействии внутренних и внешних факторов, внутренних и внешних проблем.

2. Наличие теории психосоциальной работы

Необходимо отметить также, что теория психосоциальной работы строится на базе теории систем и психодинамической теории.

3. Методы: индивидуальные и групповые (микро- и мезоуровни работы)

Это значит, что психосоциальная работа применяется при непосредственном контакте с индивидами, семьями и группами в качестве превентивной или терапевтической работы.

4. Внимание на системах

В психосоциальной работе необходимо сфокусироваться на системах, к которым относится клиент и которые важны для нашей работы. Все системы, имеющие отношение к пониманию личности и проблемы, должны быть учтены социальным работником.

5. Модель действий

Необходимо различать действие в повседневной жизни от действий в психосоциальной работе. Но прежде всего, следует остановится на так называемых "логических уровнях".

  • нулевой или базовый уровень. Это вещи, предметы, чувства, ощущения
  • уровень первого порядка или метауровень. Когда мы говорим о том, что соответствует нулевому уровню, мы уже попадаем на уровень N1.
  • уровень второго порядка, или мета-метауровень.

Большинство наших действий в повседневной жизни - простые, их можно отнести к базовому, или нулевому уровню. Когда мы действуем таким образом, у нас нет никаких других намерений, помимо непосредственной цели действия. Если, скажем, мы забиваем гвоздь молотком, это действие обычно имеет целью что-то к чему-то прибить и ничего больше. Никакого другого смысла не вкладывается в это действие. Осуществление такого действия как правило не сопровождается размышлениями по поводу конкретно этого действия или каких-либо других действий. В этом случае мы можем осознавать, рефлексировать цели или последствия действия, но не то, КАК мы делаем это.

На уровне первого порядка действия нацелены на то, чтобы оказать влияние на действия нулевого порядка. Когда человек действует на уровне первого порядка, он старается достичь того, чтобы кто-либо делал что-либо. Это действие всегда сопровождается осмыслением, рефлексией. Но рефлексия не обязательно означает, что человек будет действовать на уровне первого порядка. Размышляя о наших собственных действиях, мы можем приобрести знание и понимание, но это не обязательно приведет нас к попытке изменить эти действия.

Аналогично, действие второго порядка - это действие, направленное на то, чтобы повлиять на действие первого порядка. Они сопровождаются рефлексией самоуправляемых действий первого порядка, рефлексией воли и намерений индивида.

Существует три возможных типа действия социального работника или терапевта:

1 Директивное или прямое действие ("Перенимающая модель"): социальный работник берет на себя ответственность как за действия, так и за намерения в процессе помощи

2 Прямое управление ("Советующая модель): работник берет на себя ответственность за намерение, но не за действие клиента

3 Непрямое управление ("Творческая модель"): социальный работник не берет на себя ответственность ни за намерения, ни за действия клиента. Цель социального работника в этом случае - добиться того, чтобы клиент взял на себя ответственность за собственное изменение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: