Ведущие мировые центры образовательного туризма

В эпоху глобальной интеграции знание иностранных языков приобретает особую актуальность. Образовательные учреждения различных стран используют идею изучения иностранного языка в естественном языковом окружении как основной мотив привлечения иностранных студентов. При этом основной целью выдвигается активизация пассивных знаний и развитие уверенности при живом общении на иностранном языке. Необходимость изучения «живого» иностранного языка также определяется следующими аспектами:

 - социально-экономический аспект (владение иностранным языком открывает перед человеком большие профессиональные перспективы, что в конечном итоге ведет к улучшению качества жизни);

- образовательно-информационный аспект (знание языка развивает и обогащает личность, упрощает доступ к современным источникам информации);

- культурно-познавательный аспект (знакомство с оригиналами произведений искусства и творчеством выдающихся деятелей культуры).

Исторические и социальные процессы развития общества определили ряд языков (английский, немецкий, французский и др.) в качестве международных. На сегодняшний день около 80 % молодых туристов ориентированы на изучение английского языка. Поэтому большинство туроператоров совместно с крупнейшими мировыми языковыми центрами предлагают программы в Великобритании, на Мальте, в США. Отправиться за разговорным английским также можно в Ирландию, Шотландию, Новую Зеландию, Австралию, Канаду. Практически любой европейский язык можно изучать на его родине: языковые школы существуют в Испании, Италии, Германии, Франции. В Швейцарии есть школы, которые предлагают изучение сразу нескольких языков. Среди направлений детского образовательного туризма популярен Кипр, бывшая английская колония, где уже много лет действует масса языковых школ, и Турция, где языковых школ как таковых нет, но ведущие туроператоры открывают в сезон свои языковые лагеря. Новым направлением для стран СНГ являются Китай и Япония, предлагающие изучение своего национального языка и культуры.

Именно распространение и международное использование некоторых языков позволили сформироваться ведущим образовательным центрам регионов мира, деятельность которых определяет развитие отрасли международного образовательного туризма в целом. [10]

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - самый значительный мировой образовательный центр на сегодняшний день. В настоящее время Великобритания использует международную значимость английского языка в качестве приоритета образования в этой стране. Основным мотивом въездного образовательного туризма в Великобритании является изучение либо совершенствование правильного английского языка. Страна также лидирует в методике преподавания английского. Деятельность международного образовательного туризма в этой стране обеспечивается работой более чем двух тысяч частных школ-пансионов, свыше 250 университетов, более 1000 курсов английского языка. Сочетание традиций качества английского преподавания с уникальной системой закрытого (пансионного) обучения формирует образовательные туристические предложения этой страны. При выборе места учебы важную роль играют и преимущества жизни в Соединенном Королевстве: высокий жизненный уровень, низкий уровень преступности, терпимость британского общества, хорошее состояние исторических объектов, развитая инфраструктура услуг. Рост интереса к обучению за рубежом в целом и развитие конкуренции на мировом рынке образовательных услуг подстегивают развитие и совершенствование качества британского образования. Этот процесс регулируется не только на уровне самих учебных заведений, но и находит поддержку в правительстве. 

   В Великобритании создана одна из самых продуманных и удобных систем работы с иностранными студентами. Так, для привлечения иностранных студентов в Великобритании разработан единый реестр школ, принимающих иностранных граждан. Реализация этой инициативы (осень 2009 года) привела к упорядочиванию рынка образовательных услуг за счет исключения возможности недобросовестной работы учебных заведений. Работа правительства по снижению курса фунта стерлинга по отношению к ведущим мировым валютам - евро, доллару и рублю - в среднем на 20 – 30 % снизила стоимость обучения. Также в стране был упрощен процесс выдачи виз иностранным гражданам, желающим пройти долгосрочное (от 6 месяцев) обучение в учебных центрах страны (закон вступил в силу весной 2009 года) и введена новая система оценки соискателей, что значительно снизило количество необоснованных отказов в выдаче виз [38]. Рынок международного образовательного туризма Великобритании ориентируется на два направления образовательных услуг: краткосрочные языковые курсы и академические программы для поступления в высшие учебные заведения. Рассмотрим особенности предложений этих направлений. Краткосрочные языковые курсы представляют большую часть предложений международного образовательного туризма Британии. В этой области работают несколько международных образовательных сетей (ISC, Embassy CES, BABSSCo, EC и др.), а также отдельные коммерческие школы, не входящие в образовательные сети4. Из-за большого многообразия предложений остановимся лишь на некоторых из них. Организация «The SKOLA GROUP» была основана более 40 лет назад и сейчас является одной из ведущих организаций Великобритании в области преподавания английского языка для иностранных студентов всех возрастов. «The SKOLA GROUP» расположены по всей Великобритании: Лондон, Эксетер, Бодсей, Калфорд и др. «The SKOLA» имеет возможность круглогодично принимать детей (от 3 лет летом и от 10 лет в другое время года) вместе с родителями. 8 учебных центров. В школах строго соблюдается интернациональный состав – 10 - 15 % русскоговорящих студентов. «The SKOLA» предлагает несколько видов образовательных программ: «Стандарт», «Интенсив» и «Интенсив Плюс». В летнее время (с 15.06 по 15.08) The «SKOLA» предлагает программу English Study Tours (EST) для подростков 11 - 17 лет.

ГЕРМАНИЯ имеет давние традиции международного образовательного туризма. Ее языковые центры в настоящее время пользуются признанным авторитетом у различных групп населения и специалистов различного профиля. Deutsch in Duetschland (DID) является одной из ведущих образовательных организаций по обучению немецкому языку. Ее центры действуют в Аугсбурге, Берлине, Кельне, Нюрнберге и других городах страны. Программы, предлагаемые в школах DID, рассчитаны на интересы и потребности самых различных категорий иностранных студентов от 8 до 18 лет. DID предлагает следующие программы обучения: стандартный курс немецкого языка (20 уроков в неделю) и полуинтенсивный курс языка (24 урока в неделю). В классе максимум 15 студентов. Кроме обучающего языкового курса предлагаются занятия футболом, баскетболом, пинг-понг, плавание и т.д. В свободное от занятий время проводятся просмотры фильмов, походы в боулинг-клубы, игры и викторины, вечера барбекю, экскурсии по местным достопримечательностям и другим городам Германии. В летний период DID проводит интересные каникулярные программы для детей и молодежи в разных городах Германии. Студенты проживают в местных семьях, тщательно отобранных школой, в двухместных комнатах с полным пансионом. Humboldt-Institut – ведущая образовательная организация Германии, основанная в 1977 году. Ее 20 центров расположены в различных городах Германии: курортных городках Шмалленберг, Линденберг, Бад Хоннеф, Шлосс Торгелоу; в замковых комплексах городов Меерсбург, Киршхайм унтер Тек, Шлосс Виттгенштайн; на территории частных школ-пансионов в городах Фрайбург, Берлин-Ленин; в центральной части Мюнхена и др. Центры отличаются количеством мест и ориентированы на определенные возрастные группы. Humboldt-Institut предлагает стандартный курс немецкого языка и индивидуальные занятия для деловых людей. Кроме языковых курсов возможны дополнительные курсы по дайвингу, парусному спорту, верховой езде,гребли, Hip Hop, лыжному спорту, теннису. Занятия проводятся в группах по 5 - 10 человек с соблюдением интернационального баланса – не более 10 % русскоязычных студентов. В свободное от занятий время студентам предлагаются занятия различными видами спорта: баскетбол, волейбол, футбол, плавание, велоспорт, минигольф и т.д. Проводятся дискотеки, игры, просмотры фильмов, вечера барбекю. Организуются образовательные поездки в различные города Германии (Мюнхен, Штутгарт, Кёльн, Франкфурт и др.). Студенты проживают как в местных семьях, в одно/двухместных комнатах, так и в резиденциях школы на базе полного пансиона. [10]

БЕЛЬГИЯ предлагает интенсивные языковые программы изучения четырех языков на выбор: английский, французский, немецкий и голландский. В весенний, летний и осенний период предлагаются специально разработанные каникулярные программы для детей и молодежи 10-18 лет. Предлагается размещение в переоборудованных старинных поместьях либо в резиденциях частных школ в одно/двух/трехместных комнатах с полным пансионом. Занятия проходят в небольших многонациональных группах по 69 студентов. Для каждой возрастной категории используется своя учебная программа, построенная на авторских методиках преподавания. Старшие школьники могут заниматься более интенсивно, а юные студенты - участвовать в творческих мероприятиях. Для студентов предусмотрена подготовка собственных проектов, к примеру, в области фото- и видеорепортажей, театральных и музыкальных постановок и т.д. После занятий для ребят организуются спортивные игры, действуют художественные кружки. Участники программ посещают музеи, выставки, тематические парки, местные достопримечательности. Проводятся экскурсии в крупнейшие города страны с насыщенной экскурсионной программой.

ШВЕЙЦАРИЯ и ее языковые школы предлагает изучение английского, немецкого, французского, итальянского и испанского языков в сочетании с высоким уровнем комфорта, разнообразным ассортиментом досуговых и спортивных программ. Проживание организуется в резиденции на кампусе школы на базе полного пансиона. Уроки тенниса и верховой езды, пешие походы в горы и прогулки на горных велосипедах, весь спектр водных видов спорта, горнолыжные сессии с инструкторами наряду с экскурсиями по самым красивым местам и самым знаменитым городам Швейцарии предлагают практически все языковые школы этой страны. Город Лейзан (2 часа от Женевы) считается альпийской столицей образования этой страны. Ariana/Institut auf dem Rosenburg – престижная частная международная школа-пансион, основанная в 1889 году. Школа расположена в живописной местности, в часе езды от Цюриха. Здесь обучаются студенты из более, чем 30 стран мира. В классе максимум 15 студентов. Студент выбирает один язык для изучения в группе и при желании может изучать также второй язык или академические предметы на индивидуальных занятиях. Школа имеет собственные спортивные поля и теннисные корты. После языковых занятий студентам на выбор предлагаются баскетбол, волейбол, футбол, горный велоспорт, теннис, гольф, верховая езда и многое другое. Каждую неделю предлагаются развлекательные мероприятия и экскурсии. В июне - августе школа организует международные летние лагеря для детей и молодежи на базе школы в Сент Галлен для студентов 14-20 лет, на курорте Ароза для детей 7-16 лет, спортивный лагерь в Ленке для детей 12-18 лет. Особой популярностью в Швейцарии пользуются летние образовательные программы, организованные на территории загородных лагерей. Так, в лагере Village Camps утром студенты занимаются по выбранной программе. Вторая половина дня посвящена программе мероприятий, единой для всех отдыхающих. Проживание организуется в резиденции на кампусе школы с полным пансионом. В лагере созданы условия для игры в волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис. Есть классные комнаты, обеденный зал, компьютерная лаборатория, театр, центр искусства.

Во ФРАНЦИИ лингвистический центр «Centre International d’Antibes»  имеет более чем 20-летний опыт организации языковых программ для взрослых и детей. Школа находится в Антибах, в 20 км от аэропорта Ниццы. Центр открыт круглый год и специализируется на преподавании французского языка иностранным студентам с любым уровнем языковой подготовки. По программе предусмотрена 1 экскурсия на целый день и 2 экскурсии на полдня в неделю. Программа обучения включает стандартный курс французского языка. Спортивные мероприятия варьируются в зависимости от школы. Они могут включать плавание, волейбол, футбол и др. За дополнительную плату возможны занятия верховой ездой или водными лыжами.   

Разработана интересная программа развлечений и экскурсий. В свободное от занятий время проводятся игры и соревнования, вечера барбекю, дискотеки, шоу. Студенты проживают как в местных семьях в двухместных комнатах, так и в резиденциях в одно/многоместных комнатах на базе полного пансиона. На базе Centre International d’Antibes была создана организация Atoll Juniors с центрами в Антибах, Каннах, Йере, Биарриц, Париже. Sejours Internationaux Linguistiques & Culturels (SILC) – организация, основанная в 1965 году, предлагает образовательные, культурные и языковые программы во Франции для детей, подростков, студентов и взрослых. Несколько центров, расположенных в различных городах Франции (Париж, Биарриц, Ангулем, Нант, Марсель) принимают студентов 12 - 17 лет. Также предусмотрена семейная программа для детей от 6 лет под присмотром родителей. Центр Ангулем создан на базе бывшего монастыря, который в течение года функционирует как школа энологии (наука о вине). Занятия в Марселе проводятся в яхт-клубе, расположенном в порте на юге города. Центр в Нанте функционирует с 1937 года и предлагает современные помещения, комфортабельные кабинеты, ресторан и фитнес-центр. Предлагаемая программа обучения - стандартный курс французского языка (15 уроков в неделю). В классе максимум 15 студентов. В свободное от занятий время предлагается интересная программа мероприятий, которая может включать викторины и игры, шоу талантов, дискотеки, занятия в кружках по драматическому и декоративно-прикладному искусству и многое другое. Во внеурочное время ребятам предлагаются занятия футболом, гольфом, серфингом, рафтингом, волейболом, верховой ездой и т.д. Также проводятся экскурсии по достопримечательностям и различным городам Франции. Например, центр Парижа предлагает 1 экскурсию на полный день и 3 экскурсии на полдня в неделю. Студенты SILC проживают в местных семьях (Париж, Биарритц, Ангулем), а также в резиденции на кампусе школы. Питание на базе полного пансиона. В ИРЛАНДИИ в 1979 году был образован «Centre of English Studies», являющийся одним из лидеров рынка международных образовательных услуг этой страны. Школа рекомендована Министерством образования Ирландии, является участником ассоциаций MEI~RELSA и ALTO.

В ИТАЛИИ сеть круглогодичных языковых школ Linguaviva Educational Group была основана в 1976 году. Школы расположены в Милане, Флоренции и Сиракузах. Летом действует также международная школа для детей на полуострове Линьяно. Школы принимают студентов с любым уровнем знания языка. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели, имеющие большой опыт работы с детьми и подростками. Языковая программа предусматривает стандартный курс итальянского языка (20 уроков в неделю). Также проводятся экскурсии с посещением городов Италии (Венеции, Вероны, Триеста, Гардаланда). Организуются лекции по итальянской культуре и кулинарии, курсы по дизайну, искусству, моде и т.д. Студенты проживают в резиденции на кампусе школы, в двух-/трех-/четырехместных комнатах с отдельной ванной.

 В РОССИИ предложения программ образовательного туризма малочисленны. Тем не менее, такие программы весьма перспективны. Наиболее известны образовательно-рекреационные программы по изучению истории с уклоном на краеведческую работу. Лагеря экономической и экологической направленности стали особо активно развиваться в последние 20 лет на базе национальных и природно-исторических парков и природных заповедников. Наиболее востребованы экологические лагеря в Северо-Западном, ЦентральноЕвропейском, Уральском, Байкальском и Юго-Дальневосточном туристских регионах.[11]

В России во Всероссийском детском центре «Орленок» на Черноморском побережье Северного Кавказа проводятся «Английские смены». В рамках авторской программы, разработанной преподавателями факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, учащиеся, в зависимости от результатов тестирования, занимаются по программам Elementary, Pre-Intermediate или Intermediate из расчета 45 академических часов на курс. В рамках этого курса проводятся интеллектуальные конкурсы, интерактивные игры, просмотр фильмов на английском языке, обсуждение книг и другие дополнительные мероприятия. По окончании учебной программы каждый учащийся получит именной сертификат Выездной школы факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова [12].

Курсы основных иностранных языков без выезда за границу можно также пройти в летних специализированных лагерях в Подмосковье. Развиваются традиции преподавания точных наук в Москве. Однако примеры таких международных программ в России слабо представлены. Рынок этой страны в основном ориентирован на выездной «полезный отдых». УКРАИНСКИЙ опыт организации образовательного туризма наряду с выездным направлением демонстрирует примеры организации въездного образовательного туризма. На территории Украины реализуется проект британского языкового лагеря «DEC CAMP», который стал альтернативой поездок за рубеж. [12]

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ примером программы международного образовательного туризма может служить летняя школа русского языка, впервые организованная в БГУ летом 2010 года. В рамках школы русский язык изучали более 60 человек из 16 стран мира (Великобритания, Ирак, Иран, Италия, Йемен, Канада, Китай, Польша, Португалия, США, Турция, Япония и др.). Участниками школы стали не только абитуриенты вуза, а люди, которые приехали в Минск на отдых, каникулы, по делам. Слушателям предлагались курсы длительностью 6, 8 и 10 недель с интенсивностью 20 или 30 уроков в неделю в группах по 5 или 10 человек. Наряду с занятиями студенты вместе с преподавателями совершали экскурсии по университету и Минску. Для привлечения внимания к летней школе БГУ информация о ней была разослана в белорусские дипломатические миссии за границей. Школу рекламировали на образовательных выставках и сайте университета. Особую информационную поддержку оказали иностранцы, обучающиеся в вузе. 

Ежегодно Республиканское общественное объединение «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО» реализует проекты функционирования лингвистических лагерей для учащихся школ республики по разговорному иностранному языку с привлечением волонтеров из числа носителей языка [12]..

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в настоящее время в мире международный образовательный туризм сконцентрирован в двух регионах мира: Европа и Северная Америка. В Европе наиболее сильные позиции занимает Великобритания, предлагая качество и разнообразие программ, высокий уровень сервиса, богатую историческую экскурсионную программу. Северная Америка привлекательна высоким уровнем и перспективой современного образования. [11]

В целом деятельность ведущих центров в области международного образовательного туризма строится на следующих принципах:

1- изучение иностранного языка в естественном языковом окружении;

2- 2- сочетание изучения иностранного языка с иными дисциплинами;

3- 3- организация активных занятий спортом;

4- 4- обучение в интернациональных группах;

5- 5- высокий уровень бытового сервиса;

6- 6- использование местных ландшафтных и исторических ресурсов для организации экскурсионно-развлекательной программы. [10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: