Община в Конституции вайшнавов

Сначала должно быть общество, потом, возможно, семья. Этот этап общества сложно миновать. Взаимное уважение, взаимная благодарность, взаимная открытость. Старшие должны быть людьми, которые инициируют это настроение, показывают на своем примере каким образом эти ценности применяются в жизни.

Община — это синтез, сочетание материнства и отцовства. Должна быть определенная строгость, должен быть закон, или, как мы говорили, горизонталь. И так же должна быть вертикаль: взаимоотношения и определенная структура, иерархия. Эти две вещи должны развиваться параллельно, но первичен закон. Почему? Потому что если нет взаимоуважения, понимания, благодарности, то близкие отношения невозможны. Это то, с чего нужно начинать. Не нужно ожидать, что к вам будут правильно относиться. Нужно самим начать правильно относиться к другим. Старших уважать, с равными дружить, о младших заботиться. То есть своими поступками показывать другим людям пример: у меня есть друзья, есть авторитеты, я учусь следовать им и т.д. Параллельно нужно развивать отношения. На практике, как правило, можно видеть завал то в одну сторону, то в другую. В таком случае нужно выстроить баланс. В идеале наше общество должно стать семьей, но семьей оно может стать только тогда, когда все утвердились в основных принципах дхармы, а близость не воспринимается дешево, она ценится. Для этого есть предварительная вещь - дхарма, иерархия, определенная структура. Также структура нужна для того, чтобы каждый человек мог найти себя в этом обществе. Потому что одна из проблем современного человека в том, что он не понимает кто он, чем ему в жизни заниматься. Когда общество структурировано, тогда оно помогает.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж говорит, что нам не хватает духа служения и структуры. Ошибки будут, но поскольку мы бхакты, если ошибаться, то в сторону сострадания. Это не нужно изображать, разыгрывать, потому что если мы это играем, то это подобно резинке, которая натянется внутри нас, а потом очень больно выстрелит кому-нибудь в лоб. Нужно просто держать перед собой идеалы бхакти, понимание того, что мы должны стать семьей. Для начала сформировать общество, и как можно быстрее начать вести себя с людьми, которые адекватны, как с семьей. Но семья — значит ответственность, а не просто совместное времяпрепровождение.

Итак, наша конституция очень простая - у нас есть название ятры, девиз, цель и принципы. Есть определенные девизы, на которые мы стараемся равняться. В общине Чоупатти замечательный девиз: “Коллективное единство важнее индивидуальной чистоты”. Они придерживаются такого принципа. Я очень часто повторяю преданным, что для нас успех это быть с Кришной, быть в процессе, быть вместе. Не достижение, а успех.

Цель – служить людям, объединять и духовно возвышать их. Если мы не будем служить людям, мы никогда не объединим их и не сможем вдохновить. Для этого мы сами должны расти. Дух служения объединяет, дух наслаждения разъединяет, сравните: разделяй и властвуй или объединяй и служи. Служить, объединять и духовно возвышать людей нужно вокруг трех принципов: духовность, нравственность и культура. Принцип духовности в нашей жизни — это взаимоотношения с Кришной и Шрилой Прабхупадой. Духовное возвышение людей — это проповедь. Принципы нравственности — это наши взаимоотношения с вайшнавами, а принцип культуры - то, каким образом мы взаимодействуем с обществом.

После цели идут принципы. Принципы — это корни общины. Корень — это то, что питает, то, из чего прорастает все, это лучше, чем фундамент. На фундаменте мы строим, но он не питает. Какой принцип самый главный? Взаимоотношения в духе служения с Кришной и всеми Его энергиями. Этот принцип расширяется в пяти направлениях: отношения с Богом, с преданным, проповедь обычным людям, взаимодействие с социумом и культура.

Посмотрите, как эта пятерка принципов вписывается в цель. Шачинандана махарадж называет их так: атма, Параматма, бхакти, дхарма, саттва. Принципы духовной жизни — это осознание себя душой, осознание Бога в сердце каждого как Параматмы и, в конце концов, осознание Кришны. Вот эти принципы духовности. Принципы дхармы — это морально-нравственные принципы, которые пронизывают жизнь, они всегда затрагивают взаимоотношения с людьми. И есть саттва. Саттва — это культура. Бывает культура тамаса, раджаса, а бывает саттвы. Одежда в гуне страсти - раджаса подчёркивает формы. Одежда в гуне невежества - тамаса грязная, кожаная, меховая - так одеваются панки, хиппи. Одежда в гуне благости- саттве чистая, натуральная, мягкая. Красота в гуне благости — это мягкость, она заключается в том, что не делается акцент на формах тела. Хороший пример такой одежды - сари.

Цель общины - служить, объединять и духовно возвышать людей вокруг принципов духовности, нравственности и культуры. Вот он главный принцип служения. Объединять людей очень важно. Взаимоотношения означают, что мы должны быть вместе, а не поодиночке. Духовное возвышение людей — это проповедь, образование, наставничество. Нравственность — это взаимоотношения с вайшнавами. Как правило, основные проблемы у нас в общинах с нравственностью и культурой. Духовные принципы мы ещё как-то принимаем: должна быть личная садхана, духовный учитель, кто-то из старших о нас должен заботиться, нужно заниматься проповедью. А вот с отношениями и культурой у нас сложно.

Я глубоко убежден в том, что начинать меняться человек должен сверху вниз. Если человек начнёт снизу вверх, то он никогда не поменяется. Шрила Прабхупада был против постепенного пути. Есть прямой путь, когда мы предаемся Кришне, повторяем Харе Кришна, слушаем Шримад Бхагаватам, поклоняемся Божествам и осваиваем принципы нравственности и культуры. Почему морально-нравственные принципы были всеми отвергнуты? Потому что Бога нет. А когда Бога нет, зачем нужны моральные принципы? Они же мешают наслаждаться. Но как только люди приняли Святое Имя, стали слушать и читать книги Прабхупады, так или иначе служить Божествам, общаться с преданными, то нужно сразу же их учить морально-нравственным принципам. Затягивать с этим не нужно. Но прежде всего - Святое Имя. Если не будет Святого Имени никто не поменяется. Это невозможно. Мы не просто общество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: