У нас есть потребность в праздниках. Мы привыкли отмечать Новый год, 1 сентября, 8 марта, 23 февраля, 9 мая. Мы привыкли к определенной одежде. Джинсы — это какая гуна? Это страсть, а может и невежество. Это одежда не из нашей культуры. Одежда влияет на наш ум? Сравните как вы себя ощущаете в сари и в короткой юбке в обтяжку. Согласитесь, что по-разному. Шакти немного разное. А в трико с бигудями? Казалось бы мелочь, но на самом деле нет. Все это влияет на наш ум, наши взаимоотношения друг с другом.
Нужно обучать членов общины и обычных людей принципам гуны благости на всех уровнях жизни. Сначала мы даем им Святое Имя, Бхагаватам, знакомим с Божествами, чтобы у них было понимание, что это реальный проявленный Кришна, он в центре, а затем людей нужно обучать принципам культуры: быть нормальным работником, хорошим сыном, хорошей мамой, хорошим мужем и т.д..
В Шримад Бхагаватам Капиладев объясняет, что есть 4 шага к чистой преданности. Первый - социальный вклад - исполнение своего социального долга в рамках варнашрамы, то есть культура плюс взаимоотношения с обществом. В идеале это общество, где люди следуют своему долгу и не причиняют друг другу ненужной боли. Второй - поклонение Божествам. Капиладев говорит об этом немного иначе, а я сейчас объясняю так, чтобы было понятно. Но если брать те времена, то люди в Индии жили в деревнях, следуя своей дхарме, своему долгу. Естественным центром, вокруг которого все объединялись были Божества - раньше во всех деревнях были храмы. Попытайтесь представить такое общество. Сейчас для нас это теория, потому что мы живём все отдельно, как сепаратисты.
|
|
Итак, Капиладев говорит, что прежде всего есть социальный долг, то есть варнашрама - вайдика марг… Нужно правильно исполнять свои обязанности, быть женой, матерью, дочерью и т.д. На каждом этапе жизни от нас что-то ожидается - надо учиться это делать, не причиняя другим ненужной боли. Варнашрама — это общество, где нет ненужной боли. Почему ненужной? Потому что боль все равно будет, но дополнительно ее причинять не нужно. Ахимса парамо дхармо - высший принцип дхармы — это ахимса. Ахимса сарва бхутани - не причинять боли другим. 108 самых распространённых болезней — это результат насилия – об этом говорит аюрведа. Нужно прекратить делать людям больно словами, делами и мыслями.
Есть фильм “Святой Тхакурам”. Там мы видим деревню, в которой люди чем только не занимались! Кто-то сапоги шил, кто-то стирал и т.д. При этом все приходили в храм к Божеству. Сейчас ходят на тусовки, в рестораны, кабаки, а в то время люди жили в деревнях и храм был центром. А что в центре храма? Божества. Я разъясняю это, чтобы перейти из теории в практическую плоскость. Божества — это центр общины, вокруг которого все должны объединяться, все что мы делаем мы должны связывать с Божеством. Для кого мы праздник делаем? Прежде всего для Божеств. Для кого поем? Для Божеств. Для кого готовим? Для Божеств. А в доме для кого убираем, тилаку ставим, красиво одеваемся? Тоже для Божеств. А Им джинсы нравятся или юбка? Таким образом появляется центр, ради которого все действуют.
|
|
Далее Капиладев говорит, что третий шаг — это отношения с преданными и конкретно называет три вида отношений: со старшими, равными и младшими. И последнее, четвертый шаг - нужно слушать Бхагаватам, повторять Святое Имя и очень честно, искренне вести себя по отношению к садху, духовному учителю и другим возвышенным преданным. Прабхупада же все сделал наоборот. Он был тем самым садху, в отношениях с которым нужно быть честным. Прабхупада дал нам Святое Имя и Бхагаватам, после чего создал общество преданных. В «Нектаре наставлений» говорится, что ИСККОН даёт возможность каждому общаться с преданными. Итак, под номером один у нас идут Святое Имя, Кришна и Божества. Такой порядок установил Прабхупада, он является ачарьей и потому расставляет акценты. Под номером два - общество преданных: старшие, равные, младшие. Далее у Капиладева были Божества. Но мы уже поставили Божеств в центр, поэтому на третьем месте у нас социальные обязанности - взаимоотношения с разными людьми. Таким образом все авторитетно. В третьей песне «Шримад Бхагаватам» есть глава 25 «Величие преданного служения», которая подтверждает это.
Все вышеперечисленное нами называется одним словом - варнашрама. Почему появилась потребность в варнашраме? Потому что какое-то время мы пытались жить как трансценденталисты. У отдельных людей получилось это. Они могли посвятить себя санкиртане, умереть на санкиртане, повторять по 192 круга, принять санньясу. Но у общества в целом не получилось жить так. У нас был перекос в так называемую “духовность”, когда мы всё отвергали и признавали только Кришну. Но это не бхакти, это гьяна, потому мы размышляли так: я не хочу служить людям и миру, поскольку они меня разочаровали, я пытался ими наслаждаться, но ничего не получилось, и теперь я их отвергаю. Но бхакта так не мыслит. После гьяны все общество ринулось в карму. С 1998 года мы все были йоги, гьяни, освобожденные души, еще чуть-чуть отреченные от жены, детей, от обязанностей в социуме, культуры - могли надеть валенки, дхоти, кепку и пойти на харинаму проповедовать ведическую культуру. В гьяне есть хоть какая-то дисциплина, а в карме нет. А где же истина? Посередине.
На первом месте должно быть Святое Имя, Шримад Бхагаватам, Божества и общение с преданными, а параллельно нам нужно исполнять свои социальные обязанности и удовлетворять свои потребности внутри общества в рамках нашей культуры. У нас нет выбора. Если мы не будем следовать культуре в благости, то будем следовать культуре в страсти и невежестве. Все очень просто. Если кто-то говорит, что это неважно - замечательно - юкта вайрагья - занимать все в служении Кришне. Теперь попробуйте честно ответить на вопрос: мы занимаем интернет в служении или интернет занимает нас в служении себе? Все занимать в служении Кришне это отлично, но это не для новичков. Как понять, где юкта вайрагья, а где ум нас уже обманул? Если мы не можем без чего-то обойтись, значит ум нас обманул. Это очень просто понять: я занимаю вещь в служении или она меня занимает, я над ней властвую или она надо мной. Есть общество Свами Нараяны, в котором разрешается пользоваться диктофонами, компьютерами и т.п. только старшим. То есть людям, которые уже утвердились в духовных ценностях, над которыми вещи не будут иметь власти, а будут помогать в служении.
|
|
Перед свои уходом Бхактисиддханта Сарасвати увидел, что Гаудия матх стал потихоньку разваливаться, поэтому он написал отдельный большой документ для санньяси, так как в матхе было очень много санньяси. Там говорилось, что санньяси должны ходить босиком, не должны ездить в магазины на машинах и т.д. и т.п.. Потому что используя принцип юкта вайрагьи можно зайти очень далеко: мне для служения нужен айпод, айфон… Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж по этому поводу шутит, говоря, что для счастья нам нужен «ай лав» и больше ничего. Именно поэтому людей нужно обучать простым вещам, прежде всего бхагавата марг и панчаратрика марг: Святое Имя, Шримад Бхагаватам, Божества и общество преданных.
Когда человек принял общество преданных, нужно сразу сказать ему, что следует выполнять свои социальные обязанности должным образом и жить в рамках определенной культуры. Важно иметь нормальные отношения с родителями, быть ответственным работником, есть чистую пищу, носить чистую одежду - во всех смыслах “чистую” - саттвичную, определенным образом обставить свое жилище и т.д. Нужно рано вставать, вовремя ложиться. Не пользоваться бытовой химией. Сода, горчичный порошок, лимонная кислота и кусок хозяйственного мыла на растительной основе заменяют всю бытовую химию. Лимонная кислота, разведенная с водой хорошо чистит ванну и раковину. Если смешать один к одному или один к двум соду с горчичным порошком, то можно использовать эту смесь для мытья посуды. А если добавить туда масло черного тмина, то это заменит вам зубную пасту: сода отбеливает зубы, горчичный порошок имеет противовирусный эффект, а масло черного тмина хорошо дезинфицирует, лечит, при этом такая смесь хорошо пенится. Вся бытовая химия — это яд. Это простые вещи, но преданных нужно учить этим простым вещам. Горчичный порошок пополам с содой — это универсальное моющее средство, в шутку мы называем его дома “гундич”. Им также можно мыть руки. Голову можно мыть ржаной мукой. Что касается мыла, то я как-то прочел целую статью о том, что мыло разрушает иммунитет.