Социально-педагогическая характеристика семей «группы риска»

Определений семьи в научной литературе приведено достаточно много. В основном семья определяется как ячейка общества, малая группа людей, которые ведут совместное хозяйство и проживают совместно.

В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций – генеративную, функцию социализации, воспитательную, экономическую [20].

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка [4].

Семья отвечает за обеспечение потребностей общества с точки зрения социологии. В рамках психологического подхода − за удовлетворение нужд и потребностей каждого члена семьи. Потребности бывают материальные, духовные, физиологические, социальные.

Материальные потребности состоят из жилья, одежды, еды, детских игрушек. Они являются своеобразным фундаментом.

Духовные потребности – это внутрисемейное общение, традиции семьи, любовь и взаимопонимание. Это вторая по значимости потребность. Семья дает человеку чувство защищенности, помогает избежать одиночества, способствует ощущению принадлежности.

Физиологические потребности заключаются в рождении детей и продолжении рода.

И наконец, социальные потребности – это дружба, общение с людьми, имеющими общие интересы [5].

От степени удовлетворенности всех вышеперечисленных потребностей зависит психологический климат семьи. Невозможность удовлетворения даже одной из потребностей, нарушает жизнедеятельность семьи, ставит под угрозу физическое или психологическое благополучие одного или нескольких членов семьи. Чаще всего, таковыми становятся дети, в силу своей незрелости и уязвимости.

Выделяют две группы семей: благополучные и неблагополучные.

Оценку благополучия семьи можно оценить по шкале: благополучные – неблагополучные – группы «риска» – находящиеся в социально опасном положении. В своей работе мы рассмотрим семьи «группы риска».

Семья «группы риска» − это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества [14].

Группа риска – группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных обстоятельств.

Поскольку семья – это социальная группа, то она может стать группой социального риска в силу ряда определенных причин или нарушения нормального функционирования, а также под воздействием различных условий. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Рассмотрим следующие факторы:

1. Социально-экономический. Включает в себя доход семьи.

2. Медико-санитарный. Это и хронические заболевания детей или родителей, наследственность, пренебрежение санитарными нормами.

3. Социально-демографический. Семья может быть полной, неполной и многодетной, с повторным браком и сводными братьями и сестрами.

4. Социально-психологический. Заключается в педагогической некомпетентности родителей, их низком образовательном уровне, эмоционально-конфликтных внутрисемейных отношениях.

5. Криминальный фактор. Алкоголизм и асоциальный образ жизни родителей, наличие судимостей, увлечение субкультурой преступного мира [9].

Наличие одного из этих факторов в семье, где взаимоотношения членов семьи напряжены, затрудняет нормальное развитие членов семьи. Осложненное поведение членов семьи порождает трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск. Семья «группы риска» — это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка.

Над классификацией семей «группы риска» работали многие педагоги и психологи. И каждый из них вносил свои субъективные поправки, основанные на жизненном и профессиональном опыте.

Так, Е.И. Холостова, рассматривает семьи «группы риска» как те семьи, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности. Семьям, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести их если не к биологической гибели, то к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика. Это инвалиды, дети-сироты, матери-одиночки, неполные семьи, несовершеннолетние правонарушители, пожилые, одинокие престарелые люди и умственно отсталые.

Е.И. Холостова объединяет семьи в «группу риска» по структурному признаку и дает следующую характеристику отдельным ее типам:

1. Малообеспеченность семей, обусловленная наличием только одного дохода в семье, пособия на детей либо пенсия по старости, при наличии в семье члена семьи пенсионного возраста.

2. Неполные расширенные семьи, где воспитанием детей занимаются бабушка и дедушка, по причине гибели родителей, нахождения в местах лишения свободы, пьянства или лишения последних родительских прав. Такие семьи имеют, во-первых, низкий уровень дохода, во-вторых, плохое здоровье в силу возраста.

3. Многодетные семьи разделены на три категории: сознательная целенаправленная многодетность по религиозным или иным причинам; многодетность при образовании новой семьи при наличии у отца или матери детей от первого брака и рождении совместных детей. Первые два типа семей могут быть вполне благополучными. Неблагополучные многодетные семьи входят в третью группу. Они образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матери, иногда на фоне интеллектуально-психической недостаточности, алкоголизма, асоциального образа жизни. У всех типов многодетных семей имеется общая социально-педагогическая проблема, связанная с многодетностью. У детей из таких семей наблюдается заниженная самооценка, неадекватное представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на последующей судьбе.

4. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют все проблемы связанные с детской инвалидностью. Уход за ребенком-инвалидом вынуждает женщину оставлять работу, часто ведет к потере дружеских связей. В таких семьях велик риск разводов, так как зачастую мужчина не выносит такого бремени и оставляет семью.

5. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия [5]

В.П. Кащенко делит семьи «группы риска» по социально-педагогическому принципу:

1. Конфликтная семья. Это семья с конфликтующим типом отношений отличается от семей, в которых идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде семейных скандалов, грубости, взаимных угроз и оскорблений.

Разрушаются чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и в общественных местах.

2. Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие нормы жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

3. Педагогически несостоятельные семьи. (Не смешивать с семьями, допускающими отдельные ошибки в воспитании, в целом, восприимчивыми к положительному педагогическому влиянию). В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить и изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем и от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

4. Асоциальная семья. Основная особенность – отрицательная антиобщественная направленность ее членов к социальным ценностям, интересам, идеям, мировоззрениям. Наиболее характерный признак дайной семьи − видимая сплоченность членов семьи, внешне выраженная гармония отношений. Гражданский облик таких семей отрицательный. Дети из подобных семей отличаются от своих сверстников скептицизмом, бравадой, отсутствием уважения к коллективу и к его интересам. Часто это проявляется в поведении − унижении товарищей, оскорбительных прозвищах, недоброжелательности [2].

Несколько иную классификацию семей «группы риска» дает М.В.Шакурова:

1. Конфликтные семьи. Семьи, где обострены детско-родительские отношения, обострены супружеские отношения. Но данная категория семей осознает свои проблемы, готова понять и исправить свои ошибки, но в силу каких-то обстоятельств не может это сделать без помощи специалиста.

2. Семьи с недееспособными родителями. Это семьи с несовершеннолетними, продолжающими обучение родителями; одинокими несовершеннолетними матерями, родителями-инвалидами.

3. Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации [4].

М.А Галагузова, основным критерием классификации семей, считает невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей [4]

Как видим, семьи «группы риска» предстают как достаточно многообразное социальное явление. Социально-психологические цели семьи «группы риска» обычно сводятся к индивидуальному самоутверждению, достижению собственных эгоистических потребностей, к утверждению в избранной социальной роли и удержанию социального статуса. Для них характерны психологическая несовместимость среди членов семьи и в микроокружении. В таких семьях тональность общения излишне эмоциональна. Нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер. Неблагополучная нравственно-психологическая атмосфера в семьях «группы риска» влияет на положение детей, порождает проблемы в поведении, обучении и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Большинство детей этой категории нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих [5].

Таким образом, семья является одним из социальных институтов. Социальные процессы общества, отражающиеся на выделенном социальном институте, приводят к его деформации, поэтому образовываются новые типы семей, одним из которых является семья «группы риска».

Семья «группы риска» – это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества.

Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьи справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.

Семья «группы риска» характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности.

Таким образом, мы видим, что главными критериями определяющими семьи «группы риска», являются деформированность семейной структуры, малообеспеченность по причине осознанной безработицы одного или обоих родителей, асоциальный образ жизни. Такие семьи не имеют возможности в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни. В связи с этим, семья «группы риска» является субъектом взаимодействия с образовательной организацией, нуждается в педагогической помощи и поддержке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: