Глава 1. Безопасность дорожного движения как административно-правовая категория

ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

 

Понятие «безопасность дорожного движения» является базовым, отправным понятием. Оно объективно возникло путем объединения понятий «дорога», «движение» и «безопасность» с получением нового смыслового значения, которое легло в основу определения понятия, не просто закрепленного в названии Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[2] и определившего его содержание, но и терминологически оформившего соответствующую область общественных отношений и государственного управления.

Однако имеющиеся нормативные дефиниции появились гораздо позже теоретических разработок данного понятия. А потому необходимо сначала дать характеристику именно научных подходов к понятию безопасности дорожного движения.

Даже поверхностное ознакомление с некоторыми научными исследованиями в сфере организации дорожного движения позволяет констатировать тот факт, что до настоящего времени среди правоведов отсутствует однозначное понимание сущности изучаемого понятия.

В период проведения социально-экономических и политических реформ 1990-х годов вопросам безопасности дорожного движения не уделялось должного внимания. Данная проблема даже не была сформулирована и представлена как один из важнейших критериев государственной и общественной безопасности. Все это повлияло не только на дальнейшее формирование государственной политики в этой области, но и на развитие методов научного освещения проблемы.

В настоящее время безопасность дорожного движения следует рассматривать комплексно:

1) как научно-правовую категорию;

2) как правовую категорию;

3) как социально-правовую категорию.

Полагаем справедливым мнение ученых-правоведов, которые подчеркивают следующие важные моменты:

1) цель дорожного движения - перемещение людей и грузов, а не передвижение транспорта само по себе;

2) существование реальной опасности прекращения дорожного движения по различным основаниям[3].

Законодателем определено, что понятие дорожного движения достаточно многогранно, однако его окончательное определение закреплено в положениях Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Правилах дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090[4] (п. 1.2). При этом важно указать, что данные понятия были выработаны именно на основе научных изысканий.

Следует отметить, что до настоящего времени отсутствует общепризнанная дефиниция понятия «безопасность дорожного движения» и наряду с данным нормативным определением существует множество научных точек зрения. Это создает определенные практические трудности.

Анализ действующих норм административного и иного характера показывает, что понятие и сущность безопасности дорожного движения включает в себя совокупность средств и методов, которые защищают права и интересы всех участников дорожного движения.

В широком смысле под дорожным движением понимаются все общественные отношения, связанные с подготовкой, организацией и реализацией процесса пространственного перемещения в пешем порядке или на электрических, механических, гужевых, мускульных транспортных средствах по дорогам общего пользования.

Дорожное движение является способом удовлетворения потребностей государства и общества в пространственном перемещении людей, а также вещей материального мира, средств производства, продуктов культурно-производственной деятельности людей.

Качественной характеристикой, включающей все остальные факторы дорожного движения, является время, которое затрачивается при перемещении людей и вещей материального мира. Время является основной характеристикой, отражающей сущность перемещения в пространстве, и отражает такие особенности, как динамичность, изменчивость, и стремление к минимизации временных затрат, не утрачивая при этом такой важный фактор, как безопасность дорожного движения[5].

Физические законы говорят нам о том, что передвижение механических средств и даже в пешем порядке в пространстве на любой скорости является потенциально опасным, то есть существуют факторы объективного риска, нарастающие обратно пропорционально скорости и затраченному времени. Человек идет сознательно на данный риск, поскольку стремится как можно скорее удовлетворить свою потребность и принимают на себя негативные последствия своего выбора, преследуя выгодный результат и стремясь избежать негативных последствий. Однако, зачастую люди пренебрегают возможными угрозами дорожного движения.

Нормативная база, закрепляющая понятия безопасности дорожного движения, требует разрешать противоречия, связанные с потребностями дорожного движения у людей в пользу безопасного передвижения, задавая определенные стандарты дорожного движения, скоростные характеристики, приоритеты проездов перекрестков, права преимущественного проезда, контроль и надзор в сфере перемещения людей и вещей материального мира, а также охраняя жизнь и здоровье людей, как методами здравоохранения, так и закреплением административно-правовых, уголовно-правовых ограничений, запретов и ответственности[6].

Формируемая в настоящее время государственная система обеспечения безопасности дорожного движения нацелена, прежде всего, на создание и совершенствование механизмов реализации, принципов приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В этих условиях важнейшей становится задача теоретического обоснования и разработки методов практической реализации намеченных первостепенных проблем с учетом создания или адаптации ранее созданных структур адекватно новым функциям обеспечения безопасности и нахождения ресурсов, необходимых для их выполнения. Одной из новелл является введение понятия «интеллектуальная транспортная сеть», которое легло в основу новой Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 г.г.[7] и получило дальнейшее развитие. Также, сделан акцент на то, что обеспечение выполнения и реализации целей и задач, указанных в Стратегии, возложено на широкий круг органов государственной власти, то есть данная Стратегия является межотраслевым нормативным документом.

В систему общественной безопасности Российской Федерации входят органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные органы субъектов Российской Федерации, общественные и иные организации и объединения, органы местного самоуправления, граждане, которые оказывают содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством.

Интенсивное развитие высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в автомобилестроении, показывает нам следующие признаки, сочетающие в себе сущностные характеристики безопасности дорожного движения. Из них наиболее значимыми являются следующие характеристики:

- средства активной и пассивной безопасности транспортного средства водителя;

- средства динамической безопасности пешехода;

- состояние дорожного полотна, сложившейся обстановки на автодороге (освещенность, наличие инфраструктуры);

- скоростные характеристики автомобиля;

- водительский стаж;

- степень правового поведения водителя при движении по дорогам общего пользования.

Люди стремятся сберечь один из главных ресурсов современного мира - время, поэтому идут на конфликт между скоростью и безопасностью, в результате чего несут ответственность различного характера.

Анализ зарубежного опыта и российских реалий показывает, что достижение абсолютной безопасности на дорогах общего пользования является недостижимой задачей, поскольку еще ни в одном государстве мира не предложены меры, позволяющие полностью ликвидировать дорожно-транспортные происшествия и травматизм на дорогах. Однако, существуют возможности по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествии. В этой связи требуется рассмотрение такого понятия, как «свобода дорожного движения», то есть совокупность ограничений, предъявляемых к водителям и пешеходам при осуществлении перемещения в пространстве по дорогам общего пользования, подготовленность участников дорожного движения. Исходя из этого, наиболее эффективным путем повышения безопасности дорожного движения является создание расширенной системы ограничений скоростного режима по дорогам общего пользования, то есть увеличение потерь по времени при перемещении людей и вещей материального мира[8].

За водителями автотранспортных средств стоит ведущая роль в безопасности дорожного движения. СТРАННАЯ ФРАЗА, НЕОБХОДИМО ПО РУССКИ СФОРМУЛИРОВАТЬ Водители двигаются по дорогам общего пользования на автомототранспортных средствах под воздействием постоянного риска, ведут контроль за движением своего транспортного средства и иных транспортных средств для обеспечения безопасности своей жизни, здоровья и собственности, так и аналогичных характеристик других граждан. Поэтому в понятие безопасности дорожного движения, безусловно, следует включать состояние защищенности жизненно важных интересов участников дорожного движения, таких, как жизнь, здоровье и собственность, при реализации эффективных возможностей по удовлетворению собственных потребностей по перемещению.

Статистика показывает, что ежегодно в Российской Федерации становится все больше автомототранспортных средств. Поэтому проблемы обеспечения безопасности дорожного движения приобретают все большее значение, и является проблемой общественного и государственного масштаба.

Исходя из вышеизложенного, можно выявить следующие цели государственного регулирования дорожного движения как совокупности общественных отношений:

- снижение вероятности потери контроля со стороны водителя над механическим транспортным средством, нарушение устойчивости, автономности движения транспортного средства;

- профилактика правового поведения граждан, являющихся участниками дорожного движения, выступающими как пешеходы;

- мониторинг фактов нарушения установленных законодательством ПДД и привлечение участников дорожного движения, нарушивших ПДД, к юридической ответственности различного характера;

- минимизация временных потерь и финансовых издержек при исполнении потребностей государства, общества и граждан по перемещению в пространстве по дорогам общего пользования грузов, вещей материального мира и людей.

Из вышеизложенного следует, что обеспечение безопасности участников дорожного движения в административно-правовом выражении должно представлять собой комплекс мер, направленных на реализацию норм, регламентирующих порядок возникновения, развития и охраны образующих его общественных отношений.

Безопасность дорожного движения обеспечивается в нашем государстве целой системой различных государственных органов, участвующих в предотвращении и устранении опасных явлений и причин, приводящих к автокатастрофам, угрожающих жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также имуществу предприятий, учреждений, организаций. Государство заинтересованно в совершенствовании собственной государственной политики в вопросах повышения безопасности транспортных средств, совершенствования дорожных покрытий, подготовки участников дорожного движения (водителей, пешеходов) к участию в безопасном дорожном движении и, соответственно, в связи с этим постоянно находится в поиске оптимизирования государственных функций органов, участвующих в реализации данного направления политики[9].

Среди органов, участвующих в обеспечении национальной безопасности по направлению обеспечения безопасности дорожного движения, то есть предотвращении и устранении опасных явлений и причин, приводящих к автокатастрофам, угрожающих жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также имуществу предприятий, учреждений, организаций особое место занимает МВД России.

Как отмечал Президент Российской Федерации, выступая на заседании коллегии МВД России 26 января 2020 года, МВД России в правоохранительной системе занимает ключевое место, несет прямую ответственность за обеспечение общественного порядка, на ведомство возлагается особая ответственность за сохранение стабильности в обществе, и задача номер один – это безопасность дорожного движения[10].

Обеспечивается безопасность дорожного движения в системе МВД России специализированным подразделением - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД).

Основными задачами, возложенными на ГИБДД, являются: пресечение и предупреждение административных правонарушений и преступлений в области дорожного движения, охрана имущества, жизни, здоровья всех участников дорожного движения, а также охрана государства и общества, защита интересов, законных прав граждан Российской Федерации, обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств.

Государственные служащие ГИБДД строят свою деятельность на основе таких принципов, как уважение прав и свобод человека и гражданина; гласности; гуманизма; законности.

ГИБДД в совокупности своих полномочий обеспечивает безопасность дорожного движения посредством контрольно-надзорных функций, административно-юрисдикционных функций[11], а также посредством функции предоставления государственных услуг, не обеспеченной мерами государственного принуждения[12].

ГИБДД, осуществляя федеральный надзор в рамках установленных государством административных процедур, при осуществлении обязанностей: надзора за дорожным движением, в том числе с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; проверке документов, идентификационного номера, номера кузова и др., а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; выезде на место дорожно-транспортного происшествия; остановке транспортного средства; остановке пешехода; применении мер административного воздействия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации[13] (далее - КоАП РФ) обладает обширными полномочиями, имеет право ограничивать права человека в защиту обеспечения безопасности дорожного движения на основе Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[14].

Обеспечивается безопасность дорожного движения органами внутренних дел и в рамках такой дополнительной функции полиции, как предоставление государственных услуг в рассматриваемой сфере. Результаты деятельности полиции по предоставлению государственных услуг по направлению обеспечения дорожного движения - полученное водительское удостоверение, разрешение на перевозку опасных грузов и т.д., гарантируют, то есть создают благоприятные условия для того, что ПДД водителями будут соблюдаться надлежащим образом, при перевозке опасных грузов будут соблюдаться все технические требования к безопасности по их перевозке, при переоборудовании транспортных средств будут соблюдаться все требования о безопасности и др. Иными словами, результаты деятельности по предоставлению государственных услуг закладывают основы надлежащего поведения участников дорожного движения, снижают угрозы и риски жизни и здоровью всех участников движения: и водителей, пассажиров, и пешеходов, а также риски повреждения и уничтожения имущества учреждений, предприятий, граждан, снижают риски разрушения дорожных покрытий, создания аварийных, опасных для жизни и здоровья населения ситуаций.

Таким образом результаты деятельности ГИБДД, достигаемые в результате реализации ею своих функций, осуществляемых как с применением государственно-властных мер принуждения (контрольно-надзорные, юрисдикционные полномочия), так и без них (предоставление государственных услуг), в итоге в совокупности выступают гарантиями обеспечения защищенности личности, общества и государства от угроз и рисков, связанных с участием в дорожном движении, с использованием транспортных средств как источников повышенной опасности. ГИБДД выступает гарантом обеспечения безопасности дорожного движения как субъект обеспечения национальной безопасности. КАКИЕ ИМЕННО СУБЪЕКТЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГИБДД, ИМЕЮТСЯ ВВИДУ? КАКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ГИБДД? ДАЙТЕ ХОТЯ БЫ ОБЩИЙ ОБЗОР. ИСХОДЯ ИЗ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАГРАФЕ О СУБЪЕКТАХ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ТОЛЬКО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМОЩНИКИ.ДАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ ХОТЯ БЫ ТЕЗИСНО. НАПРИМЕР, «ТАК НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ГИБДД РЕАЛИЗУЮТСЯ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД…» ИЛИ «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГИБДД ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ …»

Особую значимость в деятельности подразделений ГИБДД приобретают общественные объединения правоохранительной направленности, основная цель создания которых - участие в обеспечения правопорядка.

Достаточное МОЖЕТ БЫТЬ  «ДОСТАТОЧНО АКТИВНОЕ»? содействие в обеспечении безопасности дорожного движения вносят РЕАЛИЗУЮТ такие общественные формирования правоохранительной направленности как: «Добровольные народные дружины», «Юный полицейский России», «Стоп - хам», «Молодежный патруль», «Общество синих ведерок», «Народный контроль» и другие.

Существует значительное количество организационно-правовых форм общественных объединений, что способствует развитию системы общественного участия граждан в обеспечении безопасности дорожного движения, формированию конкуренции среди указанных коллективных субъектов.

Оптимизация деятельности органов внутренних дел - постоянный, плановый вопрос, однако, несмотря на все изменения в структуре полиции основной акцент сделан на построение партнерских отношений населения и правоохранительных органов. При этом в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел общественные формирования принимают участие, как правило, в системе тех подразделений, которые непосредственно взаимодействуют с населением, к таким подразделениям относится и ГИБДД.

Общественные формирования, участвующие в обеспечении безопасности дорожного движения способны объективно оценить причины и условия, способствующие нарушению ПДД, должным образом реагировать на изменяющиеся дорожные условия, обращать внимание подразделений ГИБДД на конкретные нарушения норм права, особенно если они носят системный характер, кроме того данные общественные объединения акцентируют внимание правоприменителей и на недостатки в их работе, что в конечном итоге способствует эффективной реализации полномочий ГИБДД.

Участие общественных формирований в обеспечении безопасности дорожного движения может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:

- проведение мероприятий по правовой пропаганде безопасности дорожного движения (проведение лекций, публичных выступлений, флеш-мобов, акций и т.д.);

- непосредственное содействие в обеспечении безопасности дорожного движения (реализация программы «Дорожный инспектор», добровольные народные дружины и т.д.);

- предоставление информации сотрудникам ГИБДД о совершенных, совершаемых или готовящихся правонарушений и преступлений в области дорожного движения;

- общественный контроль за деятельностью должностных лиц ГИБДД при осуществлении ими должностных полномочий.

В последние годы следует отметить тенденцию сближения общества и органов внутренних дел для реализации единой задачи - обеспечение общественного порядка и безопасности дорожного движения, что свидетельствует об эффективности принимаемых мер, направленных на вовлечение общественных формирований в обеспечение безопасности дорожного движения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: