Счастье и смысл жизни. рует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета

рует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета. Смысл в некотором отношении гораздо фундаментальнее счастья, он суще­ствует и без него. Смысл жизни можно видеть в борьбе до победного конца, в терпеливом и смиренном выпол­нении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, в обес­печении другим людям благ и возможностей — т. е. в «вещах» трудных. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не при­ходится по чисто объективным причинам. Смысл обла­дает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Другой вопрос, что когда его нет, то его труд­но обрести. Зато когда он есть, его ничем не одолеешь.

Итак, каким же образом смыслы живут и функциони­руют в культуре? Всякое общество задает свои членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях.

Первый уровень — ценности трансцендентного, даю­щие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и бо­гах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности транс­цендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в резуль­тате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в XX в. существовали государства (таковой была и наша страна), практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами светской религии: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как в высшую земную правду, определяю­щую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень — ценности общества и культуры: по­литические идеалы, государство, его границы, его исто-


______________________________________ Лекция 7

рия. Этнонациональные ценности: традиции, язык, ис­кусство и культура, сохранение самобытности и индиви­дуального лица народа. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить вы­сокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь.

Третий, очень богатый по содержанию уровень, пред­ставлен ценностями личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включается здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судь­бы, определенная деятельность и успехи в ней, творче­ство, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окру­жающими людьми. В восточных культурах особо цен­ным является созерцание, эстетическое отношение к миру. Все эти моменты могут быть и являются смысло-созидающими.

В реальной жизни все виды ценностей, а значит, и смыслов тесно связаны и переплетены, они не отстоят механически друг от друга, составляют единый сплав. Чем более иерархическим и деспотическим является об­щество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои высшие ценности. Ведущие смыслы ока­зываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и ста­раться, они делают это, порой превозмогая себя, во имя Господа или Родины, во имя того, что и другие считают важным и значимым.

Чем более общество демократично, тем больше сво­боды для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отно­шении объединяет людей. Собственно, распростране­ние рыночного общества практически на всю планету,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: