Смысл может быть найден, но не может быть создан

Смысл нельзя дать, его нужно найти.

Стремление к смыслу — ценность для выживания.

Счастье и смысл жизни

Смысл понимается В. Франклом как тот духовный объект, к которому в самых разных обстоятельствах


стремится человеческая душа, и из его работ мы можем вынести несколько важных тезисов для понимания роли смысла в человеческой жизни.

Собственно, когда у человека есть смысл, он не заду­мывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как есте­ственный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значимыми целями и цен­ностями, к которым мы стремимся. Однако бывают си­туации, когда человек утрачивает прежние цели и ценно­сти, то достояние, которое у него было. Это случается в условиях войны, вражеского плена, крутого изменения судьбы, утраты близких и т. д. Индивид бывает подо­рван физически и морально неблагоприятными переме­нами в своей жизни, и тогда, как показывает Франкл, поиск и нахождение нового смысла или актуализация прежних смыслов может помочь человеку выжить, сохра­нить себя физически и психически, выдержать все труд­ности: бедность, болезнь, враждебность окружения. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть "зачем" жить, может выдержать почти любое "как"». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драго­ценную цель, ради которой стоит бороться.

Жизнь человека не может лишиться смысла ни при ка­ких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл (то, чем человек воодушевляется жизни) мо­жет быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуа­ции, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладаю­щие молодостью, материальными возможностями и вре­менной перспективой, тем более не должны мириться со смысл оутратой.

Логотерапия предназначалась В. Франклом не для того, чтобы терапевт преподнес пациенту готовый смысл на блюдечке. Это невозможно, потому что смысл — не вещь.


______________________________________ Лекция 7

Человек сам придает действительности смысл, никто не сделает этого за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Терапевт может лишь помочь в поиске смысла, направить пациента по пути размышления. Обнаруже­ние смысла не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение, скорее, по­хоже на восприятие гештальта — целостного образа, ко­торый мы схватываем внезапно. Смысл вдруг открыва­ется нам на фоне действительности.

Согласно Франклу, человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми объективными смыслами, кото­рые циркулируют в культуре. Человеку свойственна транс-ценденция за пределы самого себя: выход к соплеменни­кам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и на­ходит многообразие смыслов. В то же время смысл свя­зан с личным выбором, который производит человек, он — результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуа­ции смысл влечет за собой полную ответственность чело­века за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.

Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отлича­ются от животных (муравьи, например, смысла не ищут!)

А теперь выйдем за рамки концепции В. Франкла и обратимся к более широкому спектру проблем.

Прежде чем продолжить разговор о способах бытия смысла жизни и о смыслосозидании, необходимо отме­тить, что отношения смысла и счастья не симметричны. Если счастье невозможно без смысла, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судь­бы. Хотя, как мы увидим далее, переживание смысла связано с положительными эмоциями, оно не гаранти-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: