Смысл нельзя дать, его нужно найти.
Стремление к смыслу — ценность для выживания.
Счастье и смысл жизни
Смысл понимается В. Франклом как тот духовный объект, к которому в самых разных обстоятельствах
стремится человеческая душа, и из его работ мы можем вынести несколько важных тезисов для понимания роли смысла в человеческой жизни.
Собственно, когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние цели и ценности, то достояние, которое у него было. Это случается в условиях войны, вражеского плена, крутого изменения судьбы, утраты близких и т. д. Индивид бывает подорван физически и морально неблагоприятными переменами в своей жизни, и тогда, как показывает Франкл, поиск и нахождение нового смысла или актуализация прежних смыслов может помочь человеку выжить, сохранить себя физически и психически, выдержать все трудности: бедность, болезнь, враждебность окружения. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть "зачем" жить, может выдержать почти любое "как"». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.
|
|
Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.
Смысл (то, чем человек воодушевляется жизни) может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смысл оутратой.
Логотерапия предназначалась В. Франклом не для того, чтобы терапевт преподнес пациенту готовый смысл на блюдечке. Это невозможно, потому что смысл — не вещь.
______________________________________ Лекция 7
Человек сам придает действительности смысл, никто не сделает этого за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Терапевт может лишь помочь в поиске смысла, направить пациента по пути размышления. Обнаружение смысла не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение, скорее, похоже на восприятие гештальта — целостного образа, который мы схватываем внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.
Согласно Франклу, человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми объективными смыслами, которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна транс-ценденция за пределы самого себя: выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он — результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.
|
|
Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных (муравьи, например, смысла не ищут!)
А теперь выйдем за рамки концепции В. Франкла и обратимся к более широкому спектру проблем.
Прежде чем продолжить разговор о способах бытия смысла жизни и о смыслосозидании, необходимо отметить, что отношения смысла и счастья не симметричны. Если счастье невозможно без смысла, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судьбы. Хотя, как мы увидим далее, переживание смысла связано с положительными эмоциями, оно не гаранти-