Лекция Г

Счастье и смысл жизни

широкая демократизация во многих странах, утрата мас­совым сознанием религиозности привели к кризису ста­рых смыслов, поставили многих людей перед непривыч­ным и непонятным для них поиском: поиском смысло­вым. Пожалуй, не только мы в России, но и люди в других внешне вполне благополучных странах не готовы к этому поиску и выбору, теряются перед ним, утрачи­вают всякий смысл, а значит, тоскуют и мечутся без реальных ориентиров. Они не знают, зачем нужна им жизнь, требующая столько усилий, страданий, самодис­циплины. Сами они не способны найти ответы, а об­щество молчит...

Однако смыслы, задаваемые обществом через ценно­сти, — это еще не вся полнота смысла. В свое время советский психолог А. Н. Леонтьев много внимания уде­лил личностным смыслам — той интерпретации, кото­рую претерпевают в индивидуальном сознании смыслы внешние, официальные. А интерпретирует каждый из нас. Мы можем принять провозглашаемого обществом Бога как своего, как «внутреннее ты», а можем не при­нять... Можем испытывать пафос по поводу целостности неделимого государства, а можем не испытывать. И если в обществе считается главным смыслом, предположим, научное творчество, то любой из нас может не прини­мать этого смысла как своего и вовсе не желать сидеть у компьютера, а, напротив, воодушевляться насаждением садов или воспитанием детей.

Смысл так или иначе связан с внешним, но он у каж­дого свой.

Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осо­знавать, что этот смысл — не просто удержание в созна­нии некоей ценности или даже понимание значения ка­ких-то факторов. Смысл — всегда переживание, эмоци­ональное состояние, причем состояние положительное (мы не зря сказали выше, что без него человек не может быть счастливым). Сравним коротко состояние осмыс-


ленности и бессмысленности, чтобы лучше понять, в чем именно выражается наличие смысла жизни.

Бессмысленность можно описать через следующие эк­зистенциальные моменты:

1. Скука. Переживающий бессмысленность человек не
знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятель­
ность не вызывает у него удовлетворения, она выступает
как внешняя по отношению к нему, навязанная насиль­
но, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые блек­
лые тона, сливает разные явления и предметы в неразли­
чимость, взгляд скользит равнодушно, не останавлива­
ясь ни на чем. Скука — это дефицит впечатлений, смыс­
ловой и сенсорный голод.

2. Депрессия, тоска, раздражение.

3. Отсутствие значимых целей. Те цели, что заданы
извне, при бессмысленности не воспринимаются как
свои, отторгаются; отсутствует внутреннее побуждение к
целедостижению.

4. Собственная незначительность, ненужность в
субъект-субъектных отношениях, личностное одиноче­
ство, покинутость и оставленность другими людьми.

5. Собственное место в универсуме переживается как
случайное и безосновное, неуютное, лишенное предна­
значения.

6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.
Наличие смысла жизни описывается через такие мо­
менты:

1. Спонтанный интерес к жизни и к людям. Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встре­чи, разговоры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоциональный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмыс­ленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: