Финансовая система Украины и ее составляющие

Финансовую систему государства можно рассматривать в нескольких аспектах.

1. Финансовая система - это совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для осуществления финансовой деятельности государства.

2. Финансовая система - совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих в пределах своей компетенции руководство финансовой деятельностью государства и предприятий, учреждений, организаций, которые принимают в ней участие.

Все финансовые ресурсы в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Централизованные фонды находятся в распоряжении государства как субъекта власти. К ним можно отнести государственный бюджет, бюджеты местных советов, целевые фонды (пенсионный, профсоюзов, социального страхования). Децентрализованные фонды образующиеся во всех отраслях народного хозяйства.

Финансовая система Украины как предмет исследования финансового права состоит из следующих основных звеньев:

государственный бюджет и местные финансы,

финансы государственных предприятий, учреждений и организаций,

специальные целевые фонды и кредит.

Государственный бюджет - это центральный фонд средств, который находится в распоряжении правительства и с помощью которого осуществляют государственную политику. Именно в этом звене финансовой системы сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы.

Бюджетный кодекс Украины дает следующее определение бюджету - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти АРК и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.

Следующей по своему значению финансовым звеном являются местные финансы. Структуру местных финансов определяют государственное устройство и соответствующий административно-территориальное деление государства. В Украине это бюджеты областей, районов, городов, районов в городах, поселков, сел. А например в Норвегии в структуре местных финансов являются бюджеты муниципалитетов и округов, в США в местные финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, в ФРГ - бюджеты земель, общин и городов.

Самостоятельную финансовую звено образуют финансы государственных предприятий, функционирование которых связано с развитием государственного сектора в национальной экономике. Одной из задач этого звена является поддержание хозяйства страны путем сохранения и развития ряда важных отраслей национального производства, необходимых для обеспечения процесса общественного воспроизводства, отраслей, которые в условиях современного развития экономики в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и невыгодны для предпринимательства, а также отраслей, которые вследствие своей ориентации и исторического развития являются государственными монополиями.

Особое финансовую звено составляют специальные фонды, имеющие определенное целевое назначение и определенную законодательством самостоятельность. В большинстве европейских стран такие фонды отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в некоторых случаях и местной властью. Характерной чертой централизованных фондов является четко определены источники формирования и направления использования средств. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями, стоящих перед государством, поэтому их состав и включения в бюджеты разнообразен. Эти фонды включаются в Специальный фонд Государственного бюджета Украины и предусматривают обязательный целевой характер использования средств, определенный законодательством. Преимущественно средства, поступающие в такие фонды, направленные на поддержание социальной политики государства - обеспечение занятости населения, государственного страхования на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, и т.д..

Пенсионный фонд Украины является общегосударственным целевым фондом средств, который не входит в состав государственного бюджета и имеет свой аппарат и собственные полномочия в сфере осуществления контроля за мобилизацией и расходованием собранных средств. Его деятельность также направлена ​​на выполнение социальной политики государства.

Еще одним звеном финансовой системы является кредит - государственный и банковский.

В отношениях государственного кредита заемщиком выступает непосредственно государство. Фактически средства, которые собирает государство путем размещения эмитированных выпусков государственных ценных бумаг (облигации государственного внутреннего займа, сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и т.п.), является долгом государства перед юридическими и физическими лицами, среди которых и осуществляется такое размещение. Имеющийся долг должен погашаться в установленные государством сроки. Полученные средства направляются на покрытие дефицита государственного бюджета, на финансирование текущих расходов государства.

В свою очередь банковский кредит предполагает обязательный целевой характер использования заимствованных средств. Кредитором выступает финансово-кредитное учреждение, имеющее соответствующие полномочия на осуществление активных операций по размещению привлеченных ресурсов, заемщиком - юридические и физические лица, получающие такие ресурсы под соответствующее обеспечение на условиях, определенных кредитором.

Понятно, что финансовая система Украины не может быть ограничен перечисленными выше звеньями, однако именно эти звенья являются предметом исследования науки финансового права. Отдельное место занимают органы, осуществляющие управление финансовой деятельностью государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: