Правовое положение и функции органов государственной власти в сфере финансовой деятельности государства

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления, поскольку выполнить возложенные на них функции нельзя без использования финансов. В зависимости от полномочий таких органов и их правового статуса определяется и объем участия непосредственно в финансовой деятельности.

Исходя из принципа баланса функций ветвей власти, Конституция Украины наделяет представительную власть правом формировать бюджет и контролировать его выполнение, а исполнительную - правом проводить бюджет в жизни.

Поскольку выполнение задач государства требует от каждого ее органа исполнения определенных полномочий и осуществления конкретной работы, связанной с мобилизацией, распределением и использованием средств, в финансовой деятельности участвуют все как представительные, так и исполнительные государственные органы. Однако масштабы их финансовой деятельности и степень участия неодинаковы вследствие различий в задачах и правовом статусе каждого из этих органов.

К полномочиям Верховной Рады Украины согласно ст. 85 Конституции Украины относятся:

· утверждение Государственного бюджета Украины,

· принятие решения по отчету о его исполнении;

· утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием.

Верховная Рада в соответствии со ст. 9 Конституции предоставляет согласие действующих международных договоров, которые после ратификации становятся частью национального законодательства. Особенно важное значение такие договоры получили в сфере регулирования налоговых и банковских отношений и государственного кредита.

К полномочиям Верховной Рады Украины относится также назначение должностных лиц государственных органов, обладающих компетенцией в сфере финансовой деятельности. В частности, исключительной компетенцией парламента это назначение и освобождение от должности Председателя и членов Счетной палаты Украины, Председателя НБУ и половины состава Совета НБУ.

Президент Украины является главой государства согласно ст. 102 Конституции Украины. Вследствие своего особого правового статуса Президент Украины:

1. осуществляет руководство финансовой деятельностью;

2. назначает министра финансов;

3. представляет на утверждение ВРУ кандидатуру главы НБУ;

4. назначает половину состава Совета НБУ.

5. может отменять акты КМУ и акты Кабинета Министров Автономной Республики Крым;

6. наделен правом вето относительно принятых ВРУ законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение.

В пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, Президент может создавать для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы. На основании и во исполнение Конституции и законов Украины Президент издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению на территории Украины.

Значительными полномочиями в сфере финансовой деятельности наделен Кабинет Министров Украины, который выступает высшим органом в системе органов исполнительной власти. В вопросах финансовой деятельности правительство ответственно перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных статьями 85 и 87 Конституции Украины.

Кабинет Министров осуществляет:

1. обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики;

2. разработка проекта закона о Государственном бюджете Украины;

3. обеспечение выполнения утвержденного ВРУ Государственного бюджета Украины;

4. представление ВРУ отчета о его выполнении.

К специализированным органам относятся государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных обязанностей и функций путем реализации своих полномочий. Это специально созданная система финансово-кредитных органов для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере, компетенция которой охватывает все звенья финансовой системы - бюджет, внебюджетные целевые фонды, децентрализованные фонды предприятий, учреждений, организаций, страхования и кредитования. К таким органам относятся:

Министерство финансов Украины,

Государственное казначейство Украины,

Национальный банк Украины, их территориальные отделения, управления.

Отдельное место в этой системе занимает Счетная палата Украины - высший контрольный орган, финансовой базой любого государства является ее бюджет, через который перераспределяется основная часть финансовых ресурсов. Поскольку без публичного контроля бюджет нереально, в 1997 г. в Украине был создан постоянно действующий контрольный орган - Счетная палата Украины.

Компетенцией контрольно-счетных органов является выявление нарушений финансовой дисциплины, принятие мер по их пресечению и предупреждению нарушений законности в финансовой сфере.

В состав Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты и члены Счетной палаты: Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты. Для осуществления своей деятельности Счетная палата имеет аппарат. Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах бюджетных средств, предусмотренных на ее содержание.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, принятия коллегиальных решений и подготовки заключений по материалам проверок, ревизий, обследований и экспертиз, а также подготовки отчетов и информационных сообщений создана коллегия Счетной палаты. В состав коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, Первый заместитель и заместитель Председателя, а также главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты, Секретарь Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Председателя Верховной Рады Украины сроком на 7 лет с правом назначения на второй срок. Назначение Председателя Счетной палаты проводится тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты считается назначенным, если по результатам тайного голосования он получил большинство голосов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Он не может быть народным депутатом Украины, членом Правительства Украины, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместительству (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой во вне рабочее время). Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, имеет право участвовать в заседаниях Верховной Рады Украины, ее комитетов и временных специальных и других комиссий при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты.

Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты назначаются на должность Верховной Радой Украины по представлению Председателя Счетной палаты путем тайного голосования по списку сроком на 7 лет в порядке, установленном для назначения Председателя Счетной палаты. На эти должности назначаются граждане Украины, которые имеют высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, права. Заместитель Председателя Счетной палаты, главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты исполняют должностные обязанности в соответствии с утвержденным коллегией Счетной палаты направлением деятельности департаментов и Регламентом Счетной палаты.

В единую систему органов государственного управления финансами в Украине входят:

Министерство финансов Украины,

Министерство финансов Автономной Республики Крым,

финансовые управления областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций,

финансовые отделы районных, городских и районных в городах государственных администраций, действующих в рамках соответствующих положений.

Министерство финансов Украины - центральный орган исполнительной власти, подчиненный Кабинету Министров Украины. В своей деятельности Минфин Украины руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 26 августа 1999 № 1081/99. На Минфин Украины возложена задача обеспечения проведения единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики, направленной на реализацию определенных задач экономического и социального развития Украины, осуществление координации деятельности в этой сфере других центральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Минфина Украины является:

разработка и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики, осуществление вместе с другими органами исполнительной власти анализа современной экономической и финансовой ситуации в Украине, а также перспектив ее развития,

разработка стратегии по внутренним и внешних заимствований государства и погашения и обслуживание государственного долга,

разработка проекта Государственного бюджета Украины и прогнозных показателей сведенного бюджета Украины,

обеспечение в установленном порядке выполнения Государственного бюджета Украины,

контроль за соблюдением правил составления отчета об исполнении Государственного бюджета Украины и сведенного бюджета Украины,

обеспечение концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально- экономического развития Украины,

обеспечение эффективного использования бюджетных средств и осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля и ряд других.

В пределах своей компетенции Минфин Украины выполняет Государственный бюджет Украины, составляет отчет об исполнении Государственного бюджета Украины и сведенного бюджета Украины, участвует в подготовке общегосударственных национальных программ, обеспечивает в установленном порядке их целевое финансирование; координирует в пределах своих полномочий деятельность центральных органов исполнительной власти, связанную с обеспечением своевременного и полного поступления налогов, сборов (других обязательных платежей) в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов.

Как орган, определяющий общую государственную налоговую политику, Минфин:

разрабатывает предложения по ее формированию,

определяет порядок представления центральными и местными органами исполнительной власти необходимых материалов для проведения анализа эффективности деятельности налоговой системы и предложений по ее усовершенствованию;

проводит аналитические исследования влияния налоговой политики;

прогнозирует и моделирует на текущий период и на перспективу налоговые поступления в бюджет,

готовит предложения по эффективному распределению финансовых ресурсов для обеспечения государственных расходов.

в предусмотренных законодательством случаях Минфин осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

Минфин Украины возглавляет Министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины в установленном законодательством порядке. Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством. Министр финансов Украины осуществляет руководство министерством, несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на Министерство задач. Также на Министра финансов возложена обязанность согласования назначения на должности и освобождения от должностей руководителей Главного управления Государственного казначейства Украины, Главного контрольно-ревизионного управления Украины, Государственной пробирной палаты, Комитета по делам надзора за страховой деятельностью, Комитета Украины по монополии на производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Для согласованного решения важнейших вопросов, относящихся к компетенции Минфина Украины, обсуждение направлений его деятельности в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, других руководящих работников. Членов коллегии утверждает и освобождает от выполнения обязанностей Кабинет Министров Украины по представлению Министра. В Минфине Украины с учетом специфики его деятельности могут образовываться совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положения о них утверждает Министр. Структуру центрального аппарата Минфина Украины утверждает Премьер-министр Украины. В состав Минфина с 2003 г. входят три госсекретаря.

Государственное казначейство Украины, образованное при Министерстве финансов Украины, действует на основе Указа Президента Украины от 27 апреля 1995 № 335/95. Систему Государственного казначейства Украины составляют Главное управление Государственного казначейства Украины и его территориальные органы - управления Государственного казначейства Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с отделениями в районах, городах и районах в городах.

Основные задачи Государственного казначейства Украины:

- Организация выполнения Государственного бюджета Украины и осуществления контроля за этим;

- Управление имеющимися средствами Государственного бюджета Украины, в том числе в иностранной валюте, средствами государственных внебюджетных фондов и внебюджетными средствами учреждений и организаций, содержащихся за счет средств Государственного бюджета Украины;

- Финансирование расходов Государственного бюджета Украины;

- Ведение учета кассового выполнения Государственного бюджета Украины, составление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины;

- Осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;

- Распределение между Государственным бюджетом Украины и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;

- Осуществление контроля за поступлением, использованием средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств учреждений и организаций, содержащихся за счет средств Государственного бюджета Украины;

- Разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, использующих бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов.

К главным задачам государственной контрольно-ревизионной службы Украины относятся: осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

ГКРС действует при Министерстве финансов Украины и подчиняется Министерству финансов Украины. Контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются Главному контрольно-ревизионного управления Украины. В состав областных контрольно-ревизионных управлений входят контрольно-ревизионные подразделения (отделы, группы) в районах, городах и районах в городах.

Главное контрольно-ревизионное управление, контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе выполняют следующие функции:

1) организуют работу контрольно-ревизионных подразделений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по проведению ревизий и проверок, обобщают следствия документальных ревизий и проверок и в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти;

2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и ​​других органах государственной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, действующих за рубежом и финансируемых за счет государственного бюджета;

4) проводят ревизии и проверки полноты оприходования, правильности расходования и сохранности валютных средств;

5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками;

6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты о проведении ревизий и проверок;

7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделений, обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения по совершенствованию контроля.

Органы контрольно-ревизионной службы рассматривают письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по финансовым вопросам.

Государственное регулирование банковской и кредитной системой осуществляет Национальный банк Украины. Основная функция центрального банка государства - обеспечение стабильности национальной денежной единицы - закрепленная в ст. 99 Конституции Украины и Законе Украины "О Национальном банке Украины". Закон Украины "О Национальном банке Украины" определяет Национальный банк Украины как особый центральный орган государственного управления. Делается это, в первую очередь, для вывода центробанка из-под юрисдикции Кабинета Министров Украины как центрального органа исполнительной власти. Нацбанк поддерживает экономическую политику правительства в том случае, если она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы Украины. Итак, в сфере непосредственной деятельности НБУ наделен полной независимостью. Согласно норме, заложенной в ст. 50 Закона Украины "О Национальном банке Украины", любой орган государственной власти, законодательной или исполнительной, не имеет права давать ему указания обязательного характера.

Центральные банки должны выполнять следующие основные функции:

а) воплощать монетарную политику

б) регулировать национальную валюту и быть единым эмиссионным центром

в) защищать национальные и международные резервы и управлять

г) действовать как финансовые консультанты правительства и парламента

д) регулировать процентные ставки в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики,

е) осуществлять банковское регулирование и надзор за банковской системой и процессом клиринга.

Согласно действующему законодательству Украины, базируется на Конституции Украины, НБУ подотчетен Верховной Раде Украины.

Относительно статуса руководителя центрального банка, то Конституция Украины в п. 18 ст. 85 закрепляет высокий статус главы НБУ в иерархии государственных должностей: назначает на должность и освобождает от должности Председателя Национального банка Украины Верховная Рада Украины конституционным большинством голосов по представлению Президента Украины, Руководящими органами центробанка является Совет НБУ, конституционный статус которого закреплен ст. 100 Конституции Украины (в которой указано, что Совет НБУ разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением), и Правление НБУ.

Председателю, членам Правления и служащим Национального банка Украины запрещено быть народными депутатами Украины, членами Правительства Украины, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместительству, кроме преподавательской деятельности. Служащим Национального банка запрещается входить в руководящие органы и быть акционерами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений. Всем, кто работает в НБУ, запрещено брать ссуды от любых кредитных учреждений, за исключением Национального банка. В особом положении по сравнению с работниками Национального банка, членами его Правления, находятся члены Совета НБУ: они осуществляют свои полномочия на общественных началах, а не получая при этом официальной платы от банка.

В состав Совета НБУ входят члены Совета, назначенные Президентом Украины и Верховной Радой Украины. Председатель Национального банка, который назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины, входит в состав Совета НБУ по должности. Президент Украины и Верховная Рада назначают по семь членов Совета НБУ путем принятия соответствующего указа или постановления. Срок полномочий членов Совета - семь лет, кроме Председателя НБУ, входит в состав Совета на срок осуществления им полномочий по должности. По Закону Украины "О Национальном банке Украины" Совет НБУ возглавляет не глава НБУ, которого назначает парламент, а свой Председатель, которого избирают члены Совета сроком на три года. Членом Совета может быть гражданин Украины, имеющий высшее экономическое или финансовое образование или научную степень в области экономики и финансов и опыт постоянной работы в органах законодательной власти или на руководящих должностях центральной исполнительной власти или научной работы по финансовой или экономической тематике.

Согласно Закону Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании финансовых услуг" осенью 2002 г. в Украине создана - Государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг. Председатель Комиссии ответственный перед Президентом Украины. Задачей Комиссии является осуществление регулирования, в том числе регистрация и лицензирование деятельности кредитно-финансовых учреждений, за исключением банков, подпадающих под юрисдикцию НБУ. К таким учреждениям относятся кредитные союзы, ломбарды, институты совместного инвестирования (корпоративные и паевые инвестиционные фонды, параллельно подпадают под юрисдикцию ГКЦБФР), а также негосударственные пенсионные фонды, засновуватимуться после принятия соответствующего закона. Основной задачей Комиссии является также обеспечение текущего контроля за деятельностью кредитно-финансовых учреждений. В состав Комиссии включены четыре наблюдательные департамента - по страховым рынком, за негосударственными пенсионными фондам, небанковскими кредитными учреждениями и финансовыми компаниями. Планируется создать два управления - дистанционного надзора и лицензирования выездного надзора - для осуществления проверок на местах. В состав Комиссии входит также Департамент государственного регулирования развития рынков финансовых услуг, который должен обеспечивать методологическую направленность деятельности этого государственного органа.

Во многом к управлению государственными финансами привлекается Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Украинская государственная инновационная компания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: