Полномочия органов местного самоуправления в области финансовой деятельности

Местное самоуправление, определяемое Конституцией Украины как право территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины, имеет соответствующую финансовую базу. Конституция закрепляет, что материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объект объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов. Указанные положения получили развитие в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине".

Государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансовое поддерживает местное самоуправление.

Конституция закрепляет за соответствующими органами местного самоуправления право утверждать бюджеты соответствующих уровней, устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с законом и т.д.. Районные и областные советы также наделены полномочиями утверждать собственные бюджеты, формируемые из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов и из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ, и контролировать их выполнение.

Согласно Бюджетного кодекса Украины контроль за соответствием бюджетному законодательству Украины показателей утвержденных бюджетов, бюджетной росписи и смет бюджетных учреждений осуществляется:

1) Советом министров Автономной Республики Крым - относительно бюджетов городов республиканского значения и районных бюджетов АРК;

2) областными государственными администрациями - относительно районных и городских (городов областного значения) бюджетов;

3) городскими государственными администрациями в городах Киеве и Севастополе - относительно районных в этих городах бюджетов;

4) районными государственными администрациями - относительно городских (городов районного значения), сельских, поселковых и их объединений бюджетов;

5) исполнительными органами городских советов - относительно бюджетов районов в городе, сельских, поселковых либо городов районного значения, которые входят в состав этих городов.

Следовательно, указанные конституционные положения свидетельствуют о том, что Украина не только закрепляет гарантии местного самоуправления в Конституции, но и признает его как одну из фундаментальных основ демократического устройства государства и общества. Система местного самоуправления в своей основе определяется административно-территориальным устройством Украины. В частности, в своем решении от 13 июля 2001 Конституционный Суд Украины толкует понятие административно-территориальной единицы как компактной части единой территории Украины, является пространственной основой для организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Исполнительную власть, в том числе в сфере финансовой деятельности, в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации, полномочия которых определяются Конституцией и Законом Украины "О местных государственных администрациях". В соответствии со ст. 119 Конституции местные государственные администрации на определенной территории обеспечивают подготовку и исполнение соответствующих областных и районных бюджетов, отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ, взаимодействие с органами местного самоуправления.

Итак, местные финансы - это совокупность отношений, урегулированных нормами финансового права, возникающие между органами местного самоуправления и территориальными общинами, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств органов местного самоуправления с целью удовлетворения публичного интереса территориальной общины и выполнения органами местного самоуправления функций в процессе реализации собственных и делегированных государством полномочий. Непосредственного развития всей экономической системы Украины и ее стабилизации можно достичь через финансовое обеспечение ее составляющих - административно-территориальных единиц.

4. Правовые формы финансовой деятельности  
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются государственно-властные действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и организационными.Организационные формы деятельности — это заседания различных комиссий при подготовке проектов бюджета, государственных внебюджетных фондов, совещания в аппарате финансовых органов, работа по разъяснению финансового законодательства населению и т.п. Организационные формы создают предпосылки для появления правовых форм. Итак, финансово-правовые акты — это организационно-властные предписания государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, принятые в соответствующей форме в установленном законодательством порядке. Финансово-правовые акты классифицируются по юридическим свойствам, по органам, издающим их, и по другим основаниям. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения, которые не исчерпывают свою регулятивную силу их однократным применением. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. Общие правила, установленные в нормативных актах, применяются индивидуальными финансово-правовыми актами к конкретному жизненному случаю. Индивидуальный финансово-правовой актобращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства. По органам, издающим финансово-правовые акты они делятся на: а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Верховной Радой Украины по вопросам финансовой деятельности государства, б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона. Характерной особенностью системы финансово-правовых актов является наличие в ней большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием — диспозиция правовой нормы в них выражена в цифровых показателях. Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, они по сути являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. К финансово-плановым актам относится основной финансовый план государства, Государственный бюджет Украины, а также местные бюджеты, финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления, финансовые планы предприятий и объединений, кассовый план НБУ и т.д. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый актрегулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: