РАЗДЕЛ 3. МИР ЭМОЦИЙ (развитие навыков саморегуляции).
Цели и задачи: Знакомство с миром эмоций и чувств. Формирование навыков выражения и распознавания эмоций. Определение основных способов выражения эмоций и чувств (мимика, пантомимика, интонации).
Комментарий: в начале занятия целесообразно познакомить подростков с различными эмоциями и чувствами, вовлечь участников в дискуссию о том, как мы выражаем свои эмоции, как можем отслеживать их выражение у других людей.
Упражнение-разминка «Угадай эмоцию». В упражнении используются заранее приготовленные карточки, на которых написаны названия чувств или эмоций. Участникам предлагается продемонстрировать написанное на карточках другим, используя жесты, мимику и интонации.
Обсуждение: Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Что помогало участникам его выполнять?
Рекомендации ведущему: упражнение можно проводить в два этапа и на втором этапе работы вместо карточек с названиями эмоций использовать пиктографические изображения эмоций из методики К. Изарда (или аналогичные им).
|
|
Психологические игры – тренинг.
1. Упражнение «Страна чувств». Участникам предлагается послушать сказку Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Страна чувств». После прослушивания инициируется ее обсуждение.
Обсуждение: В чем, по мнению участников, заключается смысл сказки?
Рекомендации ведущему: Подвести обсуждение сказки к выводу о том, что злость, обида и страх – естественные эмоции, которые переживает каждый человек.
2. Упражнение «Словарь чувств». На первом этапе участникам предлагается записать на листочках как можно больше названий различных эмоций и чувств. Среди них обязательно должны встретиться «основные эмоции» (радость, удивление, интерес, гнев, страх, презрение, отвращение, стыд, печаль), а также те, с которыми подростки, возможно, сталкиваются в повседневной жизни (вина, обида, зависть). После этого можно составить общий Словарь чувств на доске и внести их в индивидуальные Словари чувств.
Рекомендации ведущему: если возникают сложности с определением различных эмоций, можно предложить ребятам ситуации из жизни «одного знакомого нам мальчика», в которых не названные участниками эмоции проявляются со всей очевидностью.
Теперь подросткам предлагается поработать со своими индивидуальными Словарями:
- те эмоции, которые испытывались ими когда-либо в жизни - подчеркнуть одной чертой;
- те эмоции, которые они испытывают часто, - двумя чертами.
- вычеркнуть те эмоции, которые им бы не хотелось испытывать никогда.
Обсуждение: Есть ли такие эмоции, которые хотят испытывать почти все, и такие, которые не нравятся никому?
|
|
3. Упражнение «Польза и вред эмоций». Работа проходит в малых группах. Каждая группа получает карточку, на которой перечислены названия четырех эмоций. На основе этого участникам предлагается заполнить таблицу. В первом столбце таблицы перечисляются эмоции. Второй и третий столбцы недвусмысленно озаглавлены «Польза эмоций» и «Вред эмоций».
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Радость | ||
Злость | ||
Печаль | ||
Стыд |
Обсуждение: Какие мысли и чувства возникали во время выполнения упражнения?
Рекомендации ведущему: предложить участникам подумать, что хорошего и что плохого связано с предложенными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рассуждения примерами из жизни. После завершения работы выводы каждой группы обсуждаются.
Закончить занятие желательно заключением о «пользе» и «вреде» эмоций.
Итоговое обсуждение (рефлексия): Каковы впечатления участников от этого занятия? Насколько комфортно чувствовали себя участники выполняя упражнения, что помогало и что мешало им? Узнали ли участники что-либо новое об эмоциях и чувствах? Какими средствами пользовались участники для выражения своих эмоций и чувств?