Психологические игры - тренинг. Цели и задачи:Воспитание эмпатийного (сопереживающего) отношения

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.

Цели и задачи: Воспитание эмпатийного (сопереживающего) отношения. Создание условий для тренинга эмпатии. Формирование эмпатических навыков.

Комментарий: в начале занятия участникам предлагаются для обсуждения следующие вопросы: С помощью чего люди могут понять друг друга? Что такое эмпатия? Зачем она нужна? В обсуждении можно использовать «догадалки», специально подобранные стихотворения, сказки, элементы народного творчества.

Если поставленные задачи, в силу специфики группы, не будут достигнуты в течение одного занятия, необходимо увеличить количество занятий по данной теме.

Упражнение-разминка «Мигалки». Для этого упражнения надо организовать круг из стульев, которых ровно в два раза меньше, чем участников. Пары располагаются по кругу таким образом, чтобы находящиеся во внутреннем круге сидели на стульях, а находящиеся во внешнем, стояли за ними, лицом к центру. Один из участников стоит за пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому-либо и переманить его на свой стул. Тот, кто получил этот сигнал, должен пересесть на этот стул. Стоящие сзади удерживают сидящего. Если ему удается переместиться на пустой стул, «водить» начинает тот, кто остался с пустым стулом. После 7-8 минут игры участники меняются ролями.

Обсуждение: Каким образом участникам удавалось переманивать сидящего на свой стул? Какие трудности они испытывали во время игры?

1. Упражнение «Найти пару». Участники, разбившись по парам, молча рассматривают и запоминают друг друга. Затем расходятся и с закрытыми глазами передвигаются по комнате, совершенно потеряв связь с партнером. Ведущий предлагает участникам найти своего партнера, не открывая глаз и не говоря ни слова. Участники дотрагиваются друг до друга, стараясь отыскать своего партнера. Когда считают, что нашли, открывают глаза и проверяют это.

Обсуждение: Кому из участников удалось, а кому не удалось найти своего партнера? Каким образом участникам удалось найти его? В чем проявлялась эмпатия?

2. Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав».

Обсуждение: Что происходило с героями мультфильма? Какие чувства они испытывали? Что помогало героям лучше чувствовать друг друга? Возникало ли у участников желание сопереживать их чувствам и настроению?

3. Парно-ролевая игра «Проигрывание чувств». Одному из участников предлагается карточка, на которой написан отрывок сказки или истории, в которой герой переживает определенные эмоциональные состояния. Этому участнику предлагается изобразить переживаемое, а другому - отгадать состояние героя. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: Что способствовало пониманию состояния, в котором находился участник, изображающий героя сказки? Что мешало этому? Возникало ли желание сопереживать его чувствам и настроению?

Рекомендации ведущему: можно использовать любые известные всем сказки и истории, например, русские народные сказки, рассказ Ю. Ярмыша «Добрый клен». После проведения упражнения целесообразно обсудить сказку или историю, по желанию участников придумать для нее другой конец.

Если возникают сложности с выполнением задач этой темы, желательно использовать другие подобные упражнения с проигрыванием чувств персонажей различных сказок и историй, а также с дальнейшим обсуждением возникших чувств и переживаний у частников.

Итоговое обсуждение (рефлексия): Каковы впечатления участников от этого занятия? На сколько комфортно чувствовали себя участники при выполнении упражнений, что помогало и что мешало им? Как эмпатия помогает людям понять друг друга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: