Письменный опрос
Формы опроса
Среди традиционных форм опроса выделяют:
- письменный;
- устный.
Механизм реализации: интервьюер передает список вопросов на бумажном носителе (на сегодняшний день применяются и электронные носители, например письмо в режиме электронной почты) респонденту, который, заполнив ответы на вопросы в опросом листе, возвращает его интервьюеру на основе предоставляемого последним стимула.
Сфера применения:
- для работы с удаленными респондентами;
- для задания сложных вопросов, требующих рациональных, логически выверенных ответов респондента;
- для опроса большого количества респондентов в ограниченном промежутке времени.
Достоинства:
- относительно небольшая себестоимость в расчете на одного респондента;
- возможность задания сложных вопросов, включающих в себя требование проведения расчетов респондентом для ответа на вопрос;
- при анонимных формах опроса более высокая вероятность получения ответа на неэтичные и малоэтичные вопросы;
- относительно высокая по отношению к интервьюеру скорость проведения опроса.
Недостатки:
|
|
- невозможно зафиксировать эмоциональные реакции респондента на вопрос;
- сниженная достоверность и высокий процент «бракуемых» опросных листов;
- невозможность прокомментировать и разъяснить сущность вопроса при непонимании его респондентом.
Механизм реализации: интервьюер устно задает вопрос по представленному каркасу опроса в личной беседе с интервьюером или с использованием дистанционных средств связи (телефон или аудиоконференция) и, ожидая от респондента ответа, фиксирует эмоциональную реакцию на вопрос (если это необходимо в конкретном вопросе). При необходимости интервьюер комментирует вопрос, разъясняет его сущность респонденту. По окончании беседы интервьюер фиксирует ответы респондента на бумажном или электронном (предпочтительнее) носителе.
Сфера применения:
- при задании неоднозначно воспринимаемых вопросов, которые требуют дополнительного разъяснения или комментария;
- в случае, когда необходимо зафиксировать эмоциональную реакцию на вопрос;
- в случае формирования сложных разветвленных схем проведения опроса.
Достоинства:
- единственная форма опроса, позволяющая фиксировать эмоциональные реакции на вопрос;
- невысокий уровень материального стимулирования респондента, чаще используется эмоциональное стимулирование;
- единственная форма опроса, позволяющая формировать разветвленные схемы проведения опроса;
- возможность комментировать, и разъяснять сущность вопроса в интерактивном режиме, что снижает количество отбракованных опросных листов.
Недостатки:
- относительно высокая себестоимость проведения вопроса;
- относительно невысокая скорость проведения опроса;
- такая форма проведения опроса требует достаточно подготовленного персонала для его реализации;
- сложность фиксации и накопления результатов опроса;
- невозможно задание неэтичных и малоэтичных вопросов.