Содержание: Формы работы с семьей. Родительские собрания и конференции, открытые занятия и досуговые мероприятия, выставки детских работ, информационные стенды, беседы и консультации с искусствоведческой тематикой. Содержание и рекомендации к их организации и проведению
Студент должен
знать:
- значение и формы работы школы с семьей по приобщению детей к художественной культуре;
уметь:
- подбирать материал для родительских собраний.
Критерии оценки ответа:
Оценка "5" ставится, если студент:
Дает полный, четкий и правильный ответ, выявляющий понимание материала и характеризующей прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в соответствующей дисциплине; умеет использовать знания в практической работе.
Оценка "4" ставится, если студент:
Дает правильный ответ в определенной логической последовательности; овладел программным материалом, но допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, использует знания в практической работе.
|
|
Оценка "3" ставится, если студент:
Ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса; материал знает не твердо, но большую часть знаний усвоил; При использовании знаний в практической работе допускает небольшие погрешности.
Оценка "2" ставится, если студент:
Ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью преподавателя; обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, не умеет использовать знания в практической работе.
Приложения
ОРНАМЕНТ
Башкиры, как и все полукочевники, согласно своему мировоззрению к вещам относились весьма щепетильно, передавая их из поколения в поколение. На них, как и на скот, ставился семейно-родовой знак (тамга), который также передавался по наследству, являясь дражайшей реликвией, способствуя распространению не только материальных ценностей, но и ценностей духовных, связанных с поклонением предкам — зачинателям рода. Тамга — один из самых древних и содержательных источников зарождения и развития башкирского национального орнамента.
Нормы шариата, запрещавшие изображение реального мира, придали орнаменту отвлеченность от живой материальности, предметности, вплоть до превращения его в язык чисто абстрактно-геометрических форм, ставших знаками, символами, смысл которых теперь уже во многом утрачен. Орнаментально-декоративное мышление на протяжении длительного времени, включая первые десятилетия XX века, оставалось единственным способом художественного переживания и осмысления мира. Результаты сравнительно-стилистического анализа мотивов башкирского орнамента с аналогичным искусством соседних народов убеждают в том, что характер орнаментальной культуры башкир обусловлен географическим положением территории их проживания — на стыке оседлых земледельческих и степных кочевых культур Европы и Азии. Ритмичные свойства национального орнамента напрямую связаны с характером, темпераментом этноса. В умеренно-спокойном ритме орнамента, традиционно заполняющем или покрывающем формы, поверхности предметов, появляется чувство меры, порядка и такта. В декоративном осмыслении любого предмета четко обозначены центр и периферия, верх и низ — опорные точки орнаментальной композиции, задающие движение взгляду в целостном восприятии художественного образа. Декорировать вещь для мастера традиционного искусства означает организовать, упорядочить форму, его поверхность средствами орнамента, стремясь к гармонии, продиктованной общими законами логоса, особенностями представлений народа о жизни Природы, Земли, Космоса, Вселенной.
|
|
Однако мир материальных предметов не существовал в отрыве от духовного мира людей. Внешний вид изделия должен был соответствовать эстетическим идеалам, гармонировать с привычными представлениями о красоте. Почти все башкирские ремесла (в особенности женские) были сопряжены с декоративным творчеством. Использование декоративных средств стало явлением художественного уровня: орнаментирование повышало ценность созданной вещи, усиливало эмоциональное воздействие, подчеркивало высокий профессионализм мастера. Круг украшаемых орнаментом предметов был ограничен. Это, прежде всего, вещи, предназначенные для убранства «парадного», гостевого жилища (ковры, узорный войлок, занавеси и пологи), посуда для торжественных трапез (кумысные кадки, ковши и чаши, вазочки для меда), выездная упряжь, узорные чепраки, праздничная и обрядовая одежда, атрибуты праздников и ритуалов (полотенца, платки, наборы подарков, призов).
Изначально орнамент в себе заключал смысловую нагрузку, однако стечением времени эти представления постепенно утратились.
Что из себя представляет орнамент? Орнамент — узор из сочетания геометрических, растительных или зооморфных элементов, составляющий неотъемлемую часть художественного оформления вещей. Растительный узор характерен для вышивки, тиснения по коже, гравировки, чеканки. Спиралевидные узоры — для аппликации тканью, вышивания «косой сеткой». Ромбовидный и Х-образный геометрический орнамент — для браного ткачества бесконтурных гладевых вышивок. Для башкирского орнамента характерны симметричность, сравнительно редкое расположение рисунка. В зависимости от назначения формы и размеров украшаемого предмета элементы узора располагаются бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой, иногда одновременно применяются все эти приемы. В цветовой гамме преобладает красный, желтый или зеленый цвета. Чередование цветов обычно контрастное. Фон ритмично чередуется с рисунком.
Археологические и этнографические исследования показывают, что в декоративном искусстве башкир наиболее устойчивым элементом является орнамент. Многие из узоров насчитывают тысячелетия. Постепенно усложнялись орнаментальные композиции. Однако в комплексе однотипных узоров всегда можно выявить первооснову и проследить ее развитие в пределах одного этноса или группы родственных народов.
В башкирском орнаменте (по Н.В. Бикбулатову) выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов, связанных с конкретными приемами исполнения, кругом бытовых предметов, несущих определенные традиции в стиле, цветовом оформлении и терминологии.